Управление образования администрации

города Вятские Поляны Кировской области

Главные ошибки, с которыми сталкиваются руководители учреждения при финансовом планировании. Решение проблем по частям, метод кнута и пряника и распределение задач - что из этого полезно, а что вредно, рассказывает директор научно-образовательного центра развития непрерывного образования, член-корреспондент Академии профессионального образования - Лилия Адисовна Кравцова.

«Те, кто сдавал отчеты, ещё в период 80-90-ых очень хорошо помнят, что до двух часов дня 31 декабря все деньги на счетах организации должны быть обнулены. То есть все, что мы заработали в текущем году, а мы с вами кредитная организация, которая получает деньги от государства, чтобы эффективно вложить их в наших детей. И когда мы с вами оставляем деньги на счетах, значит дети не получили чего-то, мы с вами не выполнили гос задание, не обеспечили в полном объеме обеспечение гос услуги, не выполнили нормы по пребыванию детей и сотрудников в нашем учреждении. Потому что что-то не успели отремонтировать, что-то не заявили вовремя для ремонта .

Деньги, которые заработаны за год, за исключением инвестиций, которые вкладываются в объекты незавершенки, вы знаете, что это такое, когда объекты ещё в пути, услуги и товары в пути. И наша задача то, что по гос заданию выделено на этот год, должно быть обязательно потрачено. В противном случае, ни о какой эффективной работе управления говорить мы не можем.

Что такое рынок? Спрос – предложение. Есть личный спрос, общественный, производственный. Но в условиях глобализации возможны рыночные отношения? Ну, какая конкуренция? Вот приехал германский институт, тут же вам раздал деньги. Вот школа Холмогорова, это МГУ-шная математическая школа в каждой республике. И вот говорит директор школы, куратор: «Когда был Ходорковский, нам столько денег давали, никто ничего не спрашивал». Но вообще всегда надо задавать вопрос – за что вам дают деньги?

Когда мы поняли, что идет гуманитарная катастрофа в национальной системе образования, что гуманитарные технологии оказались серьезными, мы вспомнили о планировании, об эффективности. И сегодня инструмент планирования на стратегическом уровне - это индикативное планирование, то есть по индикаторам. Выбираются индикаторы, по которым планируются алгоритмы достижения этих числовых значений, показателей. И планирование сегодня поставлено в основу, я его рассматриваю как основной инструмент управления организацией, или как управленческую технологию.

Обычно я управленческой технологией в системе планирования называю инвентаризацию. Вот вы её все делаете определенным образом – карточка в бухгалтерии, номер присвоили, есть бутылка – отчитались, все деньги потрачены по целевому признаку. А зачем куплена эта бутылка? Бухгалтерия задает себе такой вопрос? Никогда. Кто должен задавать этот вопрос? Каждый руководитель. Если я трачу на что-то деньги, я должна знать, зачем это делаю. И планирование, которое охватывает это, обратите внимание, что в определении планирования нет комплекса показателей, это комплексный процесс. Это динамика вашего функционирования и развития.

Что значит функционирование? Это значит все ваши операционные действия в течение месяца, квартала, полугодия, года. И этот процесс, а в течение года вы принимаете решения, а иногда надо на дню принимать до 10 решений, а это плохо. Это уже система не управляется. Если количество решений в день превышает 3, дальше начинаются проблемы. До 5 по инерции система работает, а после 5 – она идет вразнос. Поэтому что непонятно что должно быть сделано, кто должен это сделать, как и в какие сроки? Вот эти позиции включают показатель планирования.

Почему я подчеркиваю слово планирование? Есть план, есть план-график, и в 44-ом, и в 223-ем законе, все, что закупки, чем они отличаются? Планирование – это процесс, который охватывает все сегменты вашей организации. Какие сегменты? Вы в течение дня контролируете, учитываете, анализируете, планируете, и принимаете решения. И все это, вам известно. Но насколько часто вы прибегаете к использованию в действии взять и проконтролировать, взять и проанализировать, сколько раз за год вам удается это сделать? Ни разу.

Вы понимаете, на рабочих местах я бываю, стажируем мы на рабочем месте. Что же зависит от нас лично? Что мы можем сделать, говоря об эффективной работе? Эффективность – это устойчивое функционирование и динамика развития. Но пока вы устойчивости функционирования своей организации не добились, вы не в состоянии говорить об эффективности. Почему?

Что же мешает нам планировать и эффективно работать?

Первое, решение проблем по частям.

Все так делают – все. По мере их поступления. Это очень часто, это особенно в отчетный период, сегодня мы это сдадим, а вот завтра… Вот завтра при проверки показателей гос задания одного из учреждений, знаете, сколько я денег нашла неполученных? Пять миллионов семьсот тысяч. Можете себе представить, чего лишилась организация? А когда я узнала ещё и про образовательные программы, оказывалось ещё 1,5 миллиона гуляют на свободе. Которые в конце года товарищ Касьянов спишет, обнулить все равно придется, это же долг, если в этом году ты их не потратил, то на следующий год эти деньги лежат бременем. Благо не произведено, а деньги есть. Возникает дефицит.

Второе, мотивировать кнутом и пряником. Побудем в шкуре между учредителем и руководителем. Мы с вами в этой ситуации постоянно. Я хочу и нужно вот это, а учредитель требует…

Москва, например, 40-ой приказ о заработной плате руководителей. Уже все способы перепробовали, чтобы сократить зарплату руководителям. Дошли до того, что если положить конституцию и закон об образовании, положить трудовой кодекс и начать читать 40-ой приказ по Москве, ну, в регионах не везде это есть, у них не повышали, нет факта. Зарплату не повышают, обещали 8 окладов от средней по экономике. МинСоц развития написал, внести изменения в приказ 583 об оплате труда руководителей, и заменили коэффициент в 5 раз на коэффициент в 8 раз. Получили? Нет. Так что 40 приказ в регионах наступил до того, сразу не дал того, что должны были получить.

И в этом состоянии, когда у нас все время кнут, мы поворачиваемся к коллективу, меня кнутом стегают и что, я буду разбираться? Все вспоминают, когда я нарисовала таблицы в комплексе после проверки гос задания, сказала: «Все службы давайте обсудим и утвердим форматы и по ним будем внутренний учет делать». Один бухгалтер все равно выкрутился, он по кабинетам сделал инвентаризацию, но идеально. И я говорю: «А теперь по процессам разносим». Он кричит: «Как?!». «Ну, на всякий случай так».

А то все по-разному, и что бухгалтер нарисует, как ему пишет бюджетная инструкция. Мы по-своему, он по-своему, а когда идешь требовать к учредителю – должно быть так. Прокуратора проверит, и нас всех повесят. И мы также работаем со своим коллективом.

Наказывать невиновных, поощрять непричастных. Это учредитель и коллектив. Всегда в коллективе есть системная Мариванна, неважно мужчина или женщина, которая знает все. И это её сваха, это её брат, это племянник, ну прямо индийский сериал.

У нас никто не знает, что делать, все решаем по мере поступления. Кто под рукой оказался, его к ногтю, давай быстро, пошел-сделал, в пятницу перед выпускным, какая проблема возникает? Кому поехать и забрать аттестаты. Это всегда накануне, и всегда медалистов забывают. Особенно московские комплексы, на одну получат, на вторую забыли. Это ж не моя школа. Ну, что ты говоришь? Это всегда присутствует. Где это начинается?

А вы не планируете виды работы, функции? Нет. Дальше. Раз спешка, а ещё и учредитель, он сегодня посчитал, что у вас много, что вам дали и зарплату и гос задание надо перепроверить. Цифры не сошлись, больше чем он уже дал. И что начинается? Он меняет решение, вы меняете решение, они меняют решения. И мы все время меняем решения. К чему это приводит? Разделять и властвовать.

Мы все очень хотели власти, все сами. Очень часто заведующие, сколько я уже, с 2002 года, в системе, всегда они говорят: «Какой завхоз, все делает мы!» А я спрашиваю: «зачем?»

В одной школе мы эти механизмы запустили. На второй год ушли все конфликты по поводу нагрузки и зарплаты, буквально после первого же распределения тарификации. На 3 год мне говорит заведующая: «Теперь я поняла, зачем вы давали мне бюджетную смету». Это то, что мы на занятиях проходим. Говорю: «Давай начнем финансовый менеджмент осваивать и тогда все будет прекрасно». Так как в Москве 10 пятниц на неделе, у нас комплексы начались, поэтому завершающий этап с планированием массовый эффект не получил. Но отдельные элементы, инвентаризацию, очень многие, наши слушатели использовали. Потому что все время ходим, наступаем на одни и те же грабли. Уже было, но мы забыли. Мы же не анализуируем, хоть и знаем, что есть анализ.

Планирование – это процесс, который охватывает все. А что именно? Смотрите. Гос задание, гос услугу, гос работы, субъектов, воспитанников, дедушек, бабушек, родителей. Потому что это надо учитывать в работе – это ваши показатели. Сотрудники, трудовые отношения, субъекты хозяйствования.

И третье, должно быть распределение задач между внутренними субъектами. Хотите властвовать – дайте точную задачу, четкие полномочия, критерии и указатели. И вам не надо будет бегать ни за завхозом, ни за завучем. Но поставьте эту задачу, потому что без постановки задачи через планирование мы никогда не поймем, что мы хотим».

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Контакты

612960, Кировская область,
г. Вятские Поляны,
ул. Кирова д. 2

Начальник: 8(83334) 6-18-70
Заместитель: 8(83334) 6-21-55

metodist_vp@mail.ru

Методический центр

612960, Кировская область,
г. Вятские Поляны,
ул. Кирова д. 2

Заведующий: 8(83334) 6-06-38

metodist_vp@mail.ru