Информер
- 04.08.2015
- Просмотров: 5330
Образование в Финляндии одно из лучших в мире. В том числе из-за особенностей дизайна финских школ. Что из опыта зарубежных коллег можно использовать у нас. Приводим вам текст презентации генерального директора компании «Умная Школа» Марка Сартана, которую он представил на дискуссии «Архитектура и дизайн школы. Финский опыт» 29 апреля.
Организация пространства финской школы. Что мы можем применить в России?
Факторы, влияющие на качество учебного процесса:
- естественность среды: освещение, звуки, температура, качество воздуха;
- персонализация среды: вариативность выбора, гибкость, связность;
- адекватный уровень стимуляции: сложность среды, цветовые решения, текстуры и сенсорные качества среды.
Результаты исследований:
- качество образовательной среды влияет на мотивацию школьников к обучению, их здоровье и благополучие;
- определена взаимосвязь между улучшением школьной среды и снижением насилия, уровнем безопасности в школе;
- подтверждена прямая зависимость между «дружественностью» пространства и свободой перемещения, исследования и изучения;
- установлена положительная связь между «персонализацией» пространства и вовлечением в его оформление детей и их самооценкой, мотивацией и поведением, особенно для детей первых классов.
Что такое качество среды? Ответы финской школы.
1. Разнообразие и соразмерность.
- разнообразие зданий при общей стилистике;
- разнообразие размеров аудитории;
- соразмерность помещений человеческому масштабу;
- визуальная замкнутость пространства.
Что можно сделать?
- изменить назначение маленьких аудиторий
- структурировать большие пространства;
- ввести систему зонирования;
- оборудовать рекреации для общения и уединения.
2. Проницаемость и прозрачность
- открытость внутренних помещений;
- структурирование пространства прозрачными перегородками;
- выключенность наблюдателя в события, чувство соучастия
Что можно сделать?
- двери со стеклом и арочные проемы;
- жалюзи вместо непрозрачных занавесок;
- «открыть» общественные помещения первого этажа;
- прозрачные ограждения и внутренние перегородки;
- обрезка зеленых насаждений.
3. Сочетание связности и разделения
- разделение планов на корпуса или крылья;
- внутреннее единство помещений и переходов.
Что можно сделать?
- повышение прозрачности;
- зонирование и цветовая кодировка;
- дизайнерские решения.
4. Разнообразие функций и трансформируемость
- трансформация фойе и залов;
- разнообразное назначение аудитории;
- детсадовская спальня и игровая комната;
- библиотека и досуговый центр;
- мебель мобильная и складная;
- мобильные стены-перегородки.
Что можно сделать?
- универсальные кабинеты вместо специализированных;
- мобильная мебель в залах и классах;
- актовый зал как учебная аудитория;
- раздвижные и мобильные перегородки;
- многофункциональность специализированных помещений;
- зонирование библиотек и общественных помещений.
5. Зонирование по возрастам и специализации помещений
Что можно сделать?
- отдельные зон для детского сада, младшей школы, мастерских;
- цветовая маркировка зон;
- выделенная офисная зона для педагогов и администрации;
- сохранение принципа прозрачности на границах между зонами.
6. Вертикальное структурирование пространства.
Что можно сделать?
- разделение пространства не только в горизонтальной плоскости, но и по вертикали.
- многочисленные подиумы, амфитеатры, балконы, атриумы, двусветные холлы, лестницы и галереи;
- видимый верхний или нижний уровень в общественных зонах;
- подчеркнутые переходы с этажа на этаж;
- «капитанский мостик»
7. Фактуры и цвета
Что можно сделать?
- минималистическая отделка фасадов и стен
- естественные фактуры (дерево, бетон, стекло, кирпич, метал) и натуральные материалы без дополнительных покрытий
- цветовая палитра благородная, но приглушенная, преимущественно в светлых серо-бежевых тонах;
- нейтральный фон интерьеров для проявлений детского творчества.
8. Связь с окружающей средой
- вписанность в ландшафт;
- панорамное остекленение дворовых фасадов;
- внутренняя «буферная» галерея вдоль фасада;
- школа открыта миру, а не спрятана от него;
- стеклянные витрины для детских работ;
- дворы как естественное продолжение внутренних пространств;
- доступность дворов через несколько дверей.
Что можно сделать?
- освобождение от занавесок;
- качественное освещение и обустройство дворовой территории;
- навесы, тенты, беседки, козырьки;
- внешнее оформление детскими работами.
Концепция «Умной Школы» - архитектура как образовательный инструмент, ландшафтный дизайн и природный урбанизм, открытое пространство.