Информер
- 15.12.2015
- Просмотров: 38283
Ольга Бережнова: о видах деятельности в образовательном процессе дошкольного образования.
«Это сквозные механизмы развития ребенка. Я думаю, со ФГОС вы знакомы, и эти сквозные механизмы уже выучили. Их предлагается три: это игра, общение и исследовательская познавательная деятельность.
Это три сквозных механизма, это те виды деятельности, которые являются для дошкольника ведущими на разных этапах его развития и продолжают оставаться очень значимыми на всем периоде дошкольного детства. Что бы мы ни организовывали, в каком бы блоке, в какой образовательной области мы бы ни работали, мы должны подумать сначала, где у нас игра, где мы общаемся с ребенком, а где он познает и исследует окружающий мир?
Берем и художественно-эстетическое развитие, любое мероприятие по ИЗО. Где игра, где общение, где познавательная деятельность? На этом все строится, это три кита, на них держится деятельностный подход к системе дошкольного образования.
Но этими тремя видами деятельности не может ограничиться образовательный процесс в детском саду:
- Двигательная деятельность, активность. Она является приоритетной для реализации задач образовательной области. Физическое развитие - без него мы никуда не денемся. Мы что-то планируем по физическому развитию, обязательно берем двигательную деятельность, игровую, общение и познавательно-исследовательскую. Чтобы активность стала деятельностью, она должна стать для ребенка социально значимой. Активны мы все как биологические механизмы в движении, а деятельность нужна социально значимым существам – человеку. Когда активность детская превратится в социально значимую деятельность, организованную вами – это и есть «фишка» педагога.
- Трудовая деятельность, которая должна быть организована вами в детском саду. Пусть и не в большом объеме, но все же.
- Конструктивная деятельность ребенка или конструирование. Это, прежде всего, показатель его умственного роста, умственного развития, то есть познавательных способностей. Это конструкторы, лего, конструирование из бумаги, из природного материала, из бросового и так далее. Это приоритетный вид деятельности в познавательном развитии.
- Восприятие художественной литературы и фольклора как вида детской деятельности. Не чтение, а именно восприятие. Данный вид деятельности мы активно будем использовать при развитии речи и художественно-эстетическом развитии дошкольника, т.к. литература и фольклор – это искусство.
- Изобразительная и музыкальная деятельность как приоритетный вид для решения задач образовательной области, художественно-эстетическое развитие.
- Непосредственно образовательная деятельность (НОТ) как период наивысшей восприимчивости детей к чему-то новому, тогда когда их нужно чему-то учить. В большинстве известных вариативных программ НОТ выделяют только по четырем областям. НОТ – это не занятие, не мероприятие, это период времени, наибольшей активности ребенка для восприятия новой информации, к обучению. Этот период может быть в разных формах. Мы его выделим отдельно, т.к. именно на этот период у нас просят учебный план. Во ФГОС написано, что образовательная программа может реализовываться в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Вы сами решаете в течение какого времени. Для круглосуточных групп – не более 14 часов в день.
Конечно же, есть и другие формы в режиме дня: концерты, выставки, беседы… Педагоги могут самостоятельно для себя определить те формы организации детских видов деятельности, которые приемлемы в группе».