Предлагаем вам статью аналитика веб-контента «Лаборатории Касперского» Марии Наместниковой, в которой она попытается ответить на вопрос, что же может и должна делать школа для обеспечения безопасности детей в онлайн - жизни.

В современном, стремительно меняющемся мире, Интернет и компьютерные технологии перестали быть просто способами занять время, а превратились в новые инструменты, дающие доступ к новым возможностям, открывающие новые горизонты. Этот мир выдвигает к нам, взрослым новые требования: если мы хотим обеспечить социализацию и одновременно безопасность детей, мы должны научить их правильно пользоваться этими инструментами. Однако, требования эти возникли так стремительно, что не все родители и не все школы успели к ним адаптироваться, да и вообще, понять, что они существуют.

В этой статье аналитик веб-контента «Лаборатории Касперского» Мария Наместникова попытается ответить на вопрос, что же может и должна делать школа для обеспечения безопасности детей в онлайн - жизни.

Полный и развернутый ответ на этот вопрос можно дать лишь после того как мы вообще разберемся с тем, что же это такое «онлайн - жизнь». Мы часто употребляем эти слова, и они уже не воспринимаются как какой-то оксюморон, но ведь в Интернете нет никакой органики, как там может быть «жизнь»?

Виртуальная среда во многом похожа на реальную, она создана людьми для того, чтобы общаться и делиться информацией, и если раньше можно было говорить о том, что Иинтернет – это зеркало реальной жизни, то теперь мы все уже фактически вошли в эру дополненной реальности, даже не замечая этого. Теперь Интернет не отражение реальной жизни, а ее неотъемлемая и разрастающаяся с каждым годом, часть.

Банальная фраза о том, что технологии с каждым годом все больше влияют на нашу жизнь, как нельзя более уместна в разговоре об онлайн - жизни. То, что люди делают в сети уже нельзя назвать просто «времяпрепровождением». Надо сделать покупки – зайди в онлайн - магазин, надо приготовить вкусный ужин – найди рецепт в интернете, надо позвать друзей в гости – разошли приглашение в соцсети. Даже чтобы вызвать такси, мы больше не подходим к обочине и не вскидываем руку. Мы достаем свои мобильные телефоны и нажимаем пару кнопок в специальном приложении, и на вызов в течение пары минут приезжает автомобиль, водитель которого ориентируется в городе с помощью программы, знающей все адреса и все пробки на пути следования.

И это не предел. Технологии все плотнее переплетаются с реальной жизнью. И это прекрасно, удобно, интересно, сулит массу возможностей как уже раскрытых, так и еще только ожидающих открытия. Например, сегодня любой человек может выбрать понравившийся ему курс в любом университете мира и пройти его, не выходя из дома.

Люди создают, наполняют данными и используют Интернет. Разные люди. И это, как и в реальной жизни, таит в себе опасность – к сожалению и здесь не обходится без преступников, хулиганов, обманщиков, отрицательных эмоций, некрасивых поступков и опасных соблазнов.



Что страшного в этом прекрасном Интернете?

К сожалению, опасность Интернета не преувеличенный миф, придуманный антивирусными компаниями, а реальность. Дети и подростки действительно сталкиваются с сайтами, содержимое которых не готовы адекватно воспринимать, с педофилами, для которых Интернет стал идеальной маскировкой, с кибер-травлей, последствия которой зачастую выходят за рамки онлайн - пространства.

Статистика срабатываний родительского контроля показывает, что даже зная о включенном родительском контроле, дети продолжают попытки перейти на сайты с нежелательным содержимым: порнографические, сайты содержащие информацию об оружии, наркотиках, насилии.

Но, самое неприятное происходит именно тогда, когда Интернет превращается в инструмент, полностью ломающий всю жизнь ребенка. Известно немало историй о криминальных личностях, ищущих встреч с несовершеннолетними для того, чтобы вступить с ними в интимную связь. Подростки нередко выкладывают видео с избиениями сверстников, или убийством животных на общедоступные ресурсы. Самое печальное – это то, что из-за травли в интернете подростки даже кончают жизнь самоубийством. Это не преувеличение, только известных случаев самоубийств подростков, в которых вина кибербуллинга очевидна и доказана, несколько десятков. А сколько таких случаев, которые не подвергаются огласке, или никто не увязал с травлей в интернете?

Что же делать? Как же быть?



Школа и семья – два места, где детей готовят к взрослой жизни и помогают преодолеть уязвимые детские и подростковые годы.Если интернет – это важный инструмент, постепенно вытесняющий некоторые виды деятельности, который современные дети неизбежно будут использовать всю жизнь, то взрослые должны научить их пользоваться и им, также как и любым другим инструментом важным для жизни.

Важнейшие инструменты, с помощью которых школа может оказывать влияние на онлайн - жизнь детей это:

Педагогическая работа с учениками в школе

Педагогическая работа с учениками в социальных сетях

Педагогическая работа с родителями и учителями

Техническое решение для контроля за устройствами, при чем как стационарными так и мобильными.

Заметим, что техническое решение, разумеется, присутствует в этом списке, но указано последним пунктом. Это не недосмотр и не ошибка – самое важное, при обеспечении безопасности онлайн - жизни школьников – это их воспитание, а не тотальный запрет на программном уровне. Техническое решение – отличный помощник, позволяющий легче контролировать онлайн - жизнь ребенка и позволяющий быть уверенным в том, что онлайн он в безопасности даже когда взрослого нет рядом.



Педагогическая работа с учащимися в стенах школы

Значимость и важность работы с учениками по вопросам компьютерной грамотности и этики трудно переоценить и ее необходимость, судя по всему, уже признана абсолютно всеми. Во многих школах России в той или иной степени проводят беседы с учениками на указанные темы. В некоторых, однако, делают это «для галочки», приурочивая ко Дню Информационной Безопасности и благополучно забывая об этом на весь оставшийся год.

Такой подход в реалиях современной жизни недопустим. Сегодня любой девятиклассник знает из курса ОБЖ, который преподается с 5 по 11 класс по 1 – 2 раза в неделю, как гипотетически можно спастись при извержении вулкана, схождении селевых потоков и цунами, а также как правильно лечь, если видишь атомный гриб. Неважно при этом, где живет девятиклассник и видел ли он когда-либо вулканы и бывал ли на океаническом побережье.

Однако, о компьютерных вирусах, способных не только серьезно нарушить работоспособность компьютера и повредить важные данные, хранящиеся на нем, но и украсть реальные деньги со счетов родителей, о том, почему опасно общаться с незнакомцами в сети, об опасности кибер - травли и о том, как с ней справиться, этот же девятиклассник не знает вовсе, или знает только благодаря собственной любознательность, или, в худшем случае, из горького опыта. При этом знания эти крайне важны для современных школьников, для многих даже важнее способов спасения при извержении вулкана.



Педагогическая работа с учащимися в социальных сетях

Такая работа не менее важна, чем работа с детьми «вживую». Дети проводят в социальной сети массу времени, общение там является для них одной из важнейших социальных активностей – в Интернете ребенок раскрепощается и может говорить более открыто, чем в реальности. Дети и сами понимают это, пусть и не на сознательном уровне и получают удовольствие от такого общения, где и они сами и их друзья в меньшей степени скованны рамками.

Общение с детьми на таких площадках позволяет учителям быть ближе к ним и, одновременно, в разумной степени контролировать поведение ребенка в соцсети – если у тебя в друзьях классный руководитель, ты уже вряд ли станешь публиковать неприличные фотографии и публично ругаться матом, да и прежде чем начать травить одноклассника несколько раз хорошенько подумаешь.

Однако, для общения с детьми в социальных сетях учитель и сам должен вести себя социально ответственно. К сожалению, не все учителя, особенно молодые, соблюдают даже самые простые и очевидные правила поведения в соцсети. Разумеется, учитель не должен размещать откровенные фотографии, нецензурную лексику и ссылки на сайты и сообщества на которые лучше не ходить детям. Поведение учителя в соцсети, как и его поведение в реальной жизни, является примером для учеников и то, что делает учитель будет восприниматься детьми, как нечто вполне приемлемое.

Но есть и некоторые менее очевидные правила, который должен соблюдать учитель. Они касаются настроек приватности его, или ее аккаунта. В первую очередь собственная страница учителя в социальной сети должна быть закрыта для всех, кроме друзей. Сам список друзей, либо только своих учеников в нем, нужно вовсе скрыть ото всех, ведь с помощью поиска в соцсетях нельзя найти детей младше 14, а вот в друзьях у учителя их вполне можно обнаружить.

Непосредственно общение с детьми не должно слишком активно проводиться в индивидуальном порядке: во-первых, это - слишком большая нагрузка на учителя, во-вторых, такое общение чрезмерно нарушает личные границы ребенка. Для работы со школьниками в соцсети учитель должен использовать специально созданные для этого группы: группу класса, студии или кружка. Очевидно при этом, что каждый учитель в школе не должен создавать отдельную группу для каждого класса по своему предмету – это, разумеется, явный перебор. Такие группы – епархия классных руководителей и руководителей студий и кружков. Кроме того, целесообразно было бы вести работу с детьми в соцсетях централизовано, инициатива должна исходить от школьной администрации, которая в свою очередь может создать группу для общения учителей.

Выбирая соцсеть для общения с детьми, учитель и школьная администрация в первую очередь должны думать о том, какая соцсеть наиболее популярна среди детей. К сожалению, на данный момент не существует государственной социальной сети, которая бы была одновременно в достаточной мере безопасной и привлекательной для общения школьников. Разумеется, если такая сеть появятся, и дети действительно будут проявлять к ней интерес, мы рекомендуем учителям немедленно «переехать» под ее крыло.

Страница группы класса, или, например, школьной студии, должна обязательно управляться самим учителем (как уже отмечалось выше классным руководителем, или главой студии). Только учитель решает, какие настройки конфиденциальности должны быть у группы и кто имеет право вступать в нее и добавлять свой контент. При этом участники группы – это не обязательно только дети и классный руководитель. Учитель сам, или после обсуждения с детьми может пригласить в группу других учителей, или родителей.

Тем не менее, генерацию самого контента в группе нельзя полностью взваливать на учителя – чтобы группа была жизнеспособной и дети действительно общались в ней, контент должен добавляться постоянно, а это большая нагрузка на педагога. Эту функцию вполне могут взять на себя участники. К тому же, ученики и сами с удовольствием возьмут на себя эту работу, а постоянное присутствие учителя и, возможно, родителей, не позволит им слишком «расхулиганиться».



Работа с родителями

Защита онлайн - жизни дома – это, в первую очередь, забота родителей. Тем не менее, когда родители испытывают трудности с воспитанием ребенка, возникают проблемы с поведением, или успеваемостью, школа всегда приходит на помощь. То же должно происходить и с онлайн сферой нашей жизни. Работа с родителями не менее важна, чем работа с учениками и учителями.

Социальные опросы, проводимые разными агентствами, показывают, что до 20% родителей вовсе не задумываются о защите онлайн - сегмента жизни ребенка. Около половины родителей хотя и знают о том, что детям в интернете нужна защита, тем не менее, не используют специального программного обеспечения. Школа может исправить это, дать рекомендации по установке программного обеспечения, даже проводить мастер классы по настройке таких программ.

Родители в той же степени, что и учителя должны осознавать, что Интернет – не хобби, не времяпрепровождение на манер телевизора, а новый инструмент для жизни, который выместил (и продолжает вымещать), или дополнил многие обыденные вещи из повседневного обихода. И опасность, грозящую детям в случае бесконтрольного использования этого инструмента, родители также должны осознавать не хуже, чем она осознается в школе.

Мы понимаем, что работа с родителями во многих смыслах является болевой точкой для школы, тем не менее, со своей стороны мы рекомендовали бы проводить беседы, или мастер классы с родителями каждую четверть, или каждый триместр. В ходе таких бесед нужно напоминать родителям о том, что ведущую роль в модерировании онлайн - жизни детей, равно как и в контроле за жизнью реальной, играет воспитание. Однако, если в школе ребенок постоянно находится под присмотром учителей, то дома родители далеко не всегда могут быть постоянно с ним, и каким бы прекрасным не было воспитание запретный плод по традиции сладок и манящ. И тут на помощь родителям приходят технические решения, которые, как уже говорилось ранее, являются хорошим помощником в обеспечении безопасности онлайн - сегмента жизни ребенка. Тем более, что техническое решение может обеспечить защиту ребенка не только при использовании ПК, но и во время серфинга в интернете, или игр с мобильными устройствами.



Техническое решение – ваш помощник



Для начала хотелось заметить, что онлайн - активность ребенка, равно как и его активность в играх, или других программах гораздо легче контролировать, чем аналогичную активность в реальной жизни. На первый взгляд это утверждение кажется парадоксальным, но вот примеры, которые хорошо иллюстрируют его правильность:

Технические решения позволяют запретить ребенку переход на сайты с порнографическим содержимым. Сколько бы ребенок ни пытался выйти на такой сайт – у него ничего не выйдет и не важно, застали его родители, или учителя за этими попытками, или нет. Проконтролировать, не прячет ли ребенок где-то под матрасом журнал с порнографическими картинками, или диск с порнографическим фильмом значительно труднее.

Благодаря техническим решениям можно отследить и не допустить отправку ребенком своих контактных данных, в том числе, малознакомым людям. Контролировать, что рассказывает ребенок людям в реальной жизни невозможно.

Выходит, что если действительно озадачиться защитой ребенка в онлайн - среде, то она буде работать эффективнее, чем любые попытки контроля в реальной жизни. То есть, игра в этом случае действительно стоит свеч, ведь и родители и учителя хотят добиться безопасности для детей, а техническое решение позволяет обеспечить ее в полной мере в огромном по значению сегменте их жизни. Тем более, что существующие решения для обеспечения безопасности детей онлайн зачастую могут использоваться бесплатно, например продукт SafeKidsот «Лаборатории Касперского» в своей бесплатной версии обладает всем необходимым чтобы обеспечивать безопасность ребенка в интернете.



Фильтруем Интернет

Когда речь в одном контексте заходит о детях в Интернете и о техническом решении для их защиты все думают в первую очередь, а иногда и исключительно, о фильтрации интернет трафика. Давайте и мы начнем именно с нее.

Фильтрация интернет - трафика необходима как в школе, так и дома, как на статичных компьютерах, так и в мобильных устройствах, поскольку интернет, как всем известно, содержит массу информации, которую дети не могут воспринимать критически, например, порнографических сайтов, сайтов о наркотиках и оружии, сайтов религиозных сект.

SafeKids от «Лаборатории Касперского» в бесплатной версии прекрасно умеет различать сайты по тематикам, используя не только черные и белые списки, но и эвристический метод распознавания: принцип работы нашей технологии схож с человеческим восприятием. Открывая ту или иную страницу, вы сразу понимаете, о чем на ней речь. Так и наша программа – она понимает, о чем содержание интернет страницы и категоризует ее «на лету», позволяя запретить детям доступ даже к самым «свежим» нежелательным страницам.



Ограничиваем время работы с устройством и в Интернете

Программы родительского контроля, в том числе SafeKidsот «Лаборатории Касперского», позволяют ограничить время, проводимое ребенком с устройством, или в интернете.

Эта функция также может использоваться и родителями и в школе: например, компьютеры в кабинете информатики могут быть отключены от Интернета на неучебное время; мобильный телефон, или планшет также можно с помощью специальных настроек отключать от Интернета, или полностью на время учебы.



Знаем, где находится ребенок

Кроме того, современные программы родительского контроля зачастую умеют отслеживать местоположение ребенка. SafeKids от «Лаборатории Касперского», например, позволяет указать «безопасные зоны» в которых ребенок должен находиться в определенное время дня и сигнализирует родителям о том, что ребенок покинул указанную зону.

Мобильных устройств не нужно бояться, их нужно контролировать

Хотелось бы также отметить, что на данный момент мобильные устройства являются самым «пугающим» фактором присутствия технологий в жизни ребенка – кажется, что их невозможно контролировать. Как вы уже поняли, это вовсе не так. Описанные выше функции – это лишь часть того, что можно настроить в гаджете ребенка, чтобы обезопасить его онлайн - жизнь и превратить мобильный телефон, или планшет из отвлекающего от учебы фактора в полезное устройство для познания и развлечения.

Запрет телефонов и планшетов на все учебное время на наш взгляд избыточен. Тем не менее, в школе может быть сложно обеспечить контроль мобильных устройств. В этом случае такой запрет может быть вполне оправдан с точки зрения успеваемости, безопасности интернет жизни детей и многих других факторов.



Защита персональных данных в школе

Персональные данные, как известно, охраняются законом и всем вам известно, что школа несет ответственность за хранение данных, которые она имеет об учениках и их родителях. В то же время в эру информатизации данные уже не хранятся на бумажных носителях в несгораемых сейфах в кабинетах директоров.

Сейчас в школах повсеместно распространены сервисы оценки успеваемости учеников, хранящие массу информации об учащихся. Школы сейчас самостоятельно выбирают такие сервисы, и, делая такой выбор, необходимо обратить внимание на то, что говорится в лицензионном соглашении на предмет защиты персональных данных. Фактически сервера этого нового сервиса - это виртуальный сейф для данных учеников и от его надежности зависит их сохранность.

Заключение

Мир меняется. Быстро. Дополненная реальность уже не фантастика, а вполне будничное явление.

Школьники не помнят мира без технологий – для них уже куда естественнее читать Википедию, чем идти в библиотеку и ворошить там бессчетные тома, легче перекидываться сообщениями в «WhatsApp», чем писать друг другу записочки, они наверняка с нетерпением ждут того момента, когда все учебники будут просто заливаться к ним в айпады, и больше не придется таскать с собой в портфелях несколько килограмм книг.

Интернет для них также необходим и на столько же очевиден, как для нас было необходимо и очевидно электричество, горячая вода и заасфальтированные дороги.

Не нужно запрещать детям такой ценный и важный для них ресурс. Обеспечьте их безопасность при его использовании, помогите им освоиться и увидите, с его помощью, в новой реальности, наши дети смогут совершить такие открытия и прорывы, о которых мы с вами могли только читать в фантастических книгах.


Источник: direktoria.org

развитие малого бизнеса
строительство и ремонт