Уже ни для кого не секрет, что работу по профессиональной направленности необходимо начинать проводить ещё на ступени дошкольного образования. Тогда ребёнок сможет войти в социальный мир, имея первоначальные представления его социального устройства, в том числе и знания информационного характера о профессиях.
Безусловно, такая работа должна проводиться как дома, так и в дошкольной организации, занимающейся воспитанием ребёнка. Какие источники социальных знаний «лежат на поверхности»? СМИ, сказки и общение со взрослыми (родителями, их знакомыми, соседями). Однако они не всегда могут дать объективное представление о той или иной профессии.
Поэтому существуют признанные методы работы с детьми дошкольного возраста по их профессиональному ориентированию:
Основанные на взаимодействии со взрослыми;
Основанные на самостоятельной работе детей (или относительно самостоятельной).
К основанным на взаимодействии со взрослыми относятся:
Наблюдения и экскурсии (сюда причисляется и так называемый промышленный туризм);
Метод проектирования.
К основанным на самостоятельной работе детей (или относительно самостоятельной, подразумевающей обязательное наблюдение взрослого) относятся:
Игры: дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые;
Продуктивные виды деятельности: создание атрибутов к играм, оформление альбомов, посвящённых той или иной профессии; рисование, лепка, аппликация, создание коллажей;
Выполнение трудовых действий;
Экспериментирование.
В этом материале речь пойдёт о дидактических играх и дополнительных материалах, которые помогут сделать игры более увлекательными и разнообразят их. Надеемся, какая-нибудь идея пригодится вам на занятиях по профориентации дошкольников.
Дидактические игры
1. Игры без использования дополнительных элементов. Приведём несколько примеров:
«Кто где работает?» Например, вопрос ? где работает врач? Следуют ответы ? в больнице, в поликлинике, в ветеринарной клинике и т.п.
«Кто что делает?» Например, кто стрижёт волосы, делает причёски, моет голову? Дети понимают, что это парикмахер.
«Кто это знает и умеет?» Например, не пересолить, сварить вкусную кашу, накормить всех ребят.
«Исправь ошибку» Врач продаёт лекарства, аптекарь лечит. Официант готовит еду, повар разносит её посетителям ресторана.
«Для какой профессии это необходимо?» и обратная ей игра «Кому что нужно в его профессии?» Например, учитель ? доска, указка, учебник и т.п.
«Ладошки»: «Хлопните в ладошки, если предмет соответствует профессии… врача». Далее воспитатель называет предметы, относящиеся и не относящиеся к названной профессии.
2. Игры с мячом. Например, «Кто больше назовёт действий… строителя?» Дети по очереди ловят мяч и называют действия, которые выполняет строитель.
3. Игры с подручными предметами. Например, «Юные повара»: из множества предметов дети должны выбрать соответствующие заданной профессии. В данном случае, игрушечный колпак, кастрюлю, фартук и т.д.
4. Игры с атрибутами профессий, которые воспитанники сделали вручную. Таким образом, здесь появляется дополнительное задание, подключается продуктивная деятельность. В процессе создания своими руками элемента игры ребёнок лучше запомнит, что он делал и к чему это относилось.
5. Чтение книг может перейти в театрализованную игру, поэтому напомним о нескольких произведениях, которые поспособствуют её началу: «Дядя Стёпа-милиционер» (С. Михалков), «Пожар», «Почта», «Как печатали вашу книгу», «Мастер-ломастер» и др. (С. Маршак), «Чем пахнут ремёсла» (Дж. Родари), «Кем быть» (В. Маяковский), «Вол и садовник» (из «Книги о совести» В. Сухомлинского), «Пекарь и Портной», «Моя мама пахнет хлебом» (В. Сухомлинский) и др.
Также это могут быть книги, предназначенные непосредственно для профориентации детей. Среди них, например, энциклопедия профессий «Профессии. Когда я вырасту, то стану» (Сильви Санжа, Стари Милан), «Трудовые сказки» (Т.А. Шорыгина) и др.
Некоторые книги, связанные с профессиональным определением детей и ориентированные на ФГОС ДО, являются также, например, обучающими чтению.
6. Игры с карточками. Большое количество издательств выпускают карточки с картинками людей определённых профессий и их атрибутами, которые не только дают ребёнку знания, но и развивают связную речь (игра «Рассказ по карточке»), логическое мышление, ценностное отношение к труду и т.д.
7. Лото «Профессии». Это не только интересная для детей и взрослых игра, но и хороший помощник при формировании интеллекта ребёнка, развитии мелкой моторики рук, логики и воображения.
8. Игры с бумажными куклами. В создание таких игрушек ребёнок вкладывает свой труд, вновь одключается продуктивная деятельность малыша.
9. Игры с пазлами. Собирать пазл ? всегда интересно детям. Есть много разновидностей для дошкольников разных возрастных категорий. Это игра не только на профориентацию, но и на развитие мышления, внимания, памяти.
10. Игры с плакатами. Плакаты подойдут скорее для детей старшего дошкольного возраста, которые уже научились читать. Они могут быть представлены как на русском, так и на английском языках.
11. Настольные игры. Существует большое количество занимательных настольных игр, способствующих ознакомлению с профессиями.
12. Игры с ребусами. Развитие логики, удовольствие от получения верного ответа, знакомство с профессиями ? всё это есть в ребусах.
13. Игры с кукольным театром. Существуют кукольные театры, например, домашние, представляющие собой несколько с кукол-перчаток, где на руке воспитателя перед ребёнком оживут медсестра, учитель, милиционер и др.
14. «Пальчиковые занятия». Эта эффективная методика раннего развития, представляющая собой игру с пальчиками, также может быть основана на профориентации дошколят.
Текст: Юлия Левашёва