Управление образования администрации

города Вятские Поляны Кировской области

Уже ни для кого не секрет, что работу по профессиональной направленности необходимо начинать проводить ещё на ступени дошкольного образования. Тогда ребёнок сможет войти в социальный мир, имея первоначальные представления его социального устройства, в том числе и знания информационного характера о профессиях.

Безусловно, такая работа должна проводиться как дома, так и в дошкольной организации, занимающейся воспитанием ребёнка. Какие источники социальных знаний «лежат на поверхности»? СМИ, сказки и общение со взрослыми (родителями, их знакомыми, соседями). Однако они не всегда могут дать объективное представление о той или иной профессии.

Поэтому существуют признанные методы работы с детьми дошкольного возраста по их профессиональному ориентированию:
Основанные на взаимодействии со взрослыми;
Основанные на самостоятельной работе детей (или относительно самостоятельной).

К основанным на взаимодействии со взрослыми относятся:
Наблюдения и экскурсии (сюда причисляется и так называемый промышленный туризм);
Метод проектирования.

К основанным на самостоятельной работе детей (или относительно самостоятельной, подразумевающей обязательное наблюдение взрослого) относятся:
Игры: дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые;
Продуктивные виды деятельности: создание атрибутов к играм, оформление альбомов, посвящённых той или иной профессии; рисование, лепка, аппликация, создание коллажей;
Выполнение трудовых действий;
Экспериментирование.

В этом материале речь пойдёт о дидактических играх и дополнительных материалах, которые помогут сделать игры более увлекательными и разнообразят их. Надеемся, какая-нибудь идея пригодится вам на занятиях по профориентации дошкольников.

Дидактические игры

1. Игры без использования дополнительных элементов. Приведём несколько примеров:

«Кто где работает?» Например, вопрос ? где работает врач? Следуют ответы ? в больнице, в поликлинике, в ветеринарной клинике и т.п.

«Кто что делает?» Например, кто стрижёт волосы, делает причёски, моет голову? Дети понимают, что это парикмахер.

«Кто это знает и умеет?» Например, не пересолить, сварить вкусную кашу, накормить всех ребят.

«Исправь ошибку» Врач продаёт лекарства, аптекарь лечит. Официант готовит еду, повар разносит её посетителям ресторана.

«Для какой профессии это необходимо?» и обратная ей игра «Кому что нужно в его профессии?» Например, учитель ? доска, указка, учебник и т.п.

«Ладошки»: «Хлопните в ладошки, если предмет соответствует профессии… врача». Далее воспитатель называет предметы, относящиеся и не относящиеся к названной профессии.

2. Игры с мячом. Например, «Кто больше назовёт действий… строителя?» Дети по очереди ловят мяч и называют действия, которые выполняет строитель.

3. Игры с подручными предметами. Например, «Юные повара»: из множества предметов дети должны выбрать соответствующие заданной профессии. В данном случае, игрушечный колпак, кастрюлю, фартук и т.д.

4. Игры с атрибутами профессий, которые воспитанники сделали вручную. Таким образом, здесь появляется дополнительное задание, подключается продуктивная деятельность. В процессе создания своими руками элемента игры ребёнок лучше запомнит, что он делал и к чему это относилось.

5. Чтение книг может перейти в театрализованную игру, поэтому напомним о нескольких произведениях, которые поспособствуют её началу: «Дядя Стёпа-милиционер» (С. Михалков), «Пожар», «Почта», «Как печатали вашу книгу», «Мастер-ломастер» и др. (С. Маршак), «Чем пахнут ремёсла» (Дж. Родари), «Кем быть» (В. Маяковский), «Вол и садовник» (из «Книги о совести» В. Сухомлинского), «Пекарь и Портной», «Моя мама пахнет хлебом» (В. Сухомлинский) и др.

Также это могут быть книги, предназначенные непосредственно для профориентации детей. Среди них, например, энциклопедия профессий «Профессии. Когда я вырасту, то стану» (Сильви Санжа, Стари Милан), «Трудовые сказки» (Т.А. Шорыгина) и др.

1 2

Некоторые книги, связанные с профессиональным определением детей и ориентированные на ФГОС ДО, являются также, например, обучающими чтению.

3

4

 

6. Игры с карточками. Большое количество издательств выпускают карточки с картинками людей определённых профессий и их атрибутами, которые не только дают ребёнку знания, но и развивают связную речь (игра «Рассказ по карточке»), логическое мышление, ценностное отношение к труду и т.д.

7. Лото «Профессии». Это не только интересная для детей и взрослых игра, но и хороший помощник при формировании интеллекта ребёнка, развитии мелкой моторики рук, логики и воображения.

8. Игры с бумажными куклами. В создание таких игрушек ребёнок вкладывает свой труд, вновь одключается продуктивная деятельность малыша.

9. Игры с пазлами. Собирать пазл ? всегда интересно детям. Есть много разновидностей для дошкольников разных возрастных категорий. Это игра не только на профориентацию, но и на развитие мышления, внимания, памяти.

10. Игры с плакатами. Плакаты подойдут скорее для детей старшего дошкольного возраста, которые уже научились читать. Они могут быть представлены как на русском, так и на английском языках. 

11. Настольные игры. Существует большое количество занимательных настольных игр, способствующих ознакомлению с профессиями.

12. Игры с ребусами. Развитие логики, удовольствие от получения верного ответа, знакомство с профессиями ? всё это есть в ребусах.

13. Игры с кукольным театром. Существуют кукольные театры, например, домашние, представляющие собой несколько с кукол-перчаток, где на руке воспитателя перед ребёнком оживут медсестра, учитель, милиционер и др.

14. «Пальчиковые занятия». Эта эффективная методика раннего развития, представляющая собой игру с пальчиками, также может быть основана на профориентации дошколят.

Текст: Юлия Левашёва

Контакты

612960, Кировская область,
г. Вятские Поляны,
ул. Кирова д. 2

Начальник: 8(83334) 6-18-70
Заместитель: 8(83334) 6-21-55

metodist_vp@mail.ru

Методический центр

612960, Кировская область,
г. Вятские Поляны,
ул. Кирова д. 2

Заведующий: 8(83334) 6-06-38

metodist_vp@mail.ru