В модели образовательного процесса у нас есть 5 воспитательных задач и 3 сквозных механизма. Как распределить работу между ними – рассказывает наш эксперт-практик – Ольга Владимировна Бережнова.
«Что я могу предложить интересного, того, что разработано, например, в нашем институте, и может, на мой взгляд, значительно облегчить вам работу?
Это модель образовательного процесса. То есть та модель, которую все от нас сейчас хотят. Как у нас взаимодействуют образовательные области, виды деятельности, сквозные механизмы, формы работы, то есть, как мы все это увязываем в одном образовательном процессе?
В первую очередь при проектировании образовательного процесса мы должны содержание разделить на пять образовательных областей. Здесь для вас новшеств нет. Пять образовательных областей представлены во ФГОС.
Важно, что стандарт предполагает равнодолевое соотношение работы по образовательным областям в рамках образовательной части основной образовательной программы. Это значит, что чтобы реализовать ФГОС, нам не нужно делать перекосов в какую-то образовательную область. Нам нужно детям выстроить, если хотите, «фундамент», чтобы он был более-менее ровный. Понятно, что каждый ребенок будет интересоваться одним или другим, это то, что сейчас называют культурными практиками. Один ребенок будет практиковаться больше в рисовании, другой – в пении, третьему нравится конструировать, например. Но мы с вами строим образовательный процесс равнодолевым способом. И, не забудьте, что содержание образовательных областей нужно прописать по каждому возрасту.
Затем, к сожалению, огромная проблема стандарта, это сейчас понимают и в Министерстве, и не только – мы забыли о воспитательных задачах. То есть идет некоторое вуалирование воспитательных задач образовательного процесса. Упор сделан на обучение, на то, что дети должны что-то знать, где-то какие-то продемонстрировать качества, куда-то бежать, быть успешными, вы понимаете, о чем я говорю. Воспитательная область, ну так скажем, несколько сужена.
И поэтому второе, что мы рекомендуем, и сейчас мы видим, что в общем-то к этому все идет, может быть знакомы, Дмитрий Медведев недавно ободрил такой документ концептуальный как «Стратегия развития воспитания в РФ». Смотрите, как он называется – не просто воспитания, а развития воспитания. То есть это направление нужно развивать, и, конечно, начинать нужно с дошкольного возраста. Не зря умные люди говорят, что все живое растет снизу, а не падает сверху как сосулька.
Как на нас упали стандарты. Как начали с началки, дошли до высшего, потом вспомнили, вернулись к дошкольному. И что случилось? Опять начали переделывать все остальные. Почему? Потому что надо было с дошкольного начинать. Что мы воспитали, что вырастили этим стандартом, что вышло, надо было смотреть. Ну, уж есть, как есть. Но это важно – стратегия развития воспитания. Поэтому мы предлагаем добавить сюда воспитательные задачи.
Откуда их брать? Или из учебников, которые предлагаем мы, либо из любого учебника дошкольной педагогики. Это классика жанра, то, чему учат в ссузе, вузе на первом курсе практически. Если туда глянуть, вы поразитесь, эти задачи разительно отличаются от задач образовательных областей. Упредив эту ситуацию, учитывая, что упор будет на образовательную составляющую, мы рекомендуем это сейчас сделать. И уже сейчас в образовательных программах прописать воспитательную составляющую.
Поверьте мне, документ в течение этого года примут. Там мы все увидим. И, конечно же, это будет физическое воспитание… Вообще воспитательных задач – их тоже пять. И они неровно соответствуют образовательным областям. Вот физическое развитие и физическое воспитание – здесь можно найти соответствия. Конечно, когда мы решаем проблемы образовательной области «физическое развитие», мы должны поддержать, сопроводить решением задач физического воспитания. Задачи немного разные. Посмотрите в учебник, дайте задание своим замам, пусть откроют и ещё раз повторят.
Социально-коммуникативное развитие. Здесь стоит говорить о двух группах воспитательных задач – это нравственное и трудовое воспитание. Без этих завязанных друг на друге воспитательных задачах социально-коммуникативного развития не получится. Достойного, которого нам бы хотелось, а не просто формального. Конечно, мы не говорим, что нравственное воспитание не надо развивать, когда мы говорим о физическом развитии. Надо. И трудовое воспитание, например, помочь убрать оборудование педагогу, тоже нужно осуществлять, но более массивно это будет решаться в блоке социально-коммуникативного развития.
Я не буду говорить о проблемах, например, трудового воспитания, у нас сейчас очень большая проблема в России с этим направлением. У нас теперь все не так. В школе трудиться теперь можно только с разрешения родителей. Когда в три года ребенок говорит: «Давай я помою посуду!», мы отвечаем: «Уйди, отойди, не мешай». А потом в 14 лет очень удивляемся, что это он не хочет мыть посуду и считает, что труд это наказание, хотя это должно быть по-другому.
Познавательное развитие и речевое развитие. В классических учебниках педагогики дошкольной есть такое понятие как умственное воспитание. Никто его не отменял, никуда его не отменяли. И развитие речи, и познавательное развитие. Фактически, если визуально взглянуть на модель, вы увидите, что у нас идет формирование интеллектуальной элиты. Умственного воспитания очень много предполагается, и как бы его не скрывали, не вуалировали, все равно это идет прямой дорогой. Потому что в умственном воспитании, там и сенсорика, там воспитание любознательности и познавательной активности, психических процессов всех, особенно речи, мышления, воображения, кажется, точно все не вспомню – это все база. И формирование элементарных знаний, как фактическое условие умственного роста.
Эстетическое воспитание. Это тоже очень важно. Художественно-эстетическое развитие дополнить задачами эстетического воспитания. Забыты, к сожалению, такие вещи, как эстетика быта, внешний вид педагога, но, я думаю, вы о них помните.
Вот схема для работы с вашими кадрами. Вот что сейчас нужно вернуть, вспомнить, потому что мы все-таки будем сохранять, что есть.
Что у нас ещё во ФГОС такого, чего не было?
Это сквозные механизмы развития ребенка. Я думаю, со ФГОС вы знакомы, и эти сквозные механизмы уже выучили. Их предлагается три: это игра, общение и исследовательская познавательная деятельность. Это три сквозных механизма, это те виды деятельности, которые являются для дошкольника ведущими на разных этапах его развития и продолжают оставаться очень значимыми на всем периоде дошкольного детства. Что бы мы ни организовывали, в каком бы блоке, в какой образовательной области мы бы ни работали, мы должны подумать сначала, где у нас игра, где мы общаемся с ребенком, а где он познает и исследует окружающий мир. Берем и художественно-эстетическое развитие, любое мероприятие по ИЗО. Где игра, где общение, где познавательная деятельность? На этом все строится, это три кита, на них держится деятельностный подход к системе дошкольного образования. Три сквозных механизма, три вида детской деятельности, необходимые нам сейчас. Но это, конечно же, ещё не все, этими тремя видами деятельности не может образовательный процесс в детском саду ограничиться, у нас очень много других интересных дел».