Информер
- 09.11.2015
- Просмотров: 4306
Ольга Бережнова: о структуре образовательной программы, нарушениях и разграничении дошкольного и дополнительного образования.
«Перейдем к структуре программы, к тем местам, которые стоит скорректировать. Все программы теперь у нас совершенно одинаковые. Кроме стандарта ДО, нет ни одного документа, где регламентировалась бы какая-то другая структура. А значит все ОП: парциальные ли, основные ли, адаптированные, рабочие – они все будут строиться по одной и той же структуре, которая дана во ФГОС. Пока не будет иных нормативно-правовых документов, регламентирующих нам, ну, например, структуру рабочих программ.
В интернете чего только нет, и где правда никто не знает. Как нам ответили в рособрнадзоре, никто и правда не знает, кроме тех людей, которые работают на практике. Мы обрадовались, что нас там высоко ценят, но проблему это не снимает. Поэтому вот эта структура, какой бы она нам не казалась, она будет единая, и никакой уровень контроля не может сказать, что тут не так, потому что это по ФГОС. Структура является единой для построения всех образовательных программ, поэтому когда нам надо научить своих педагогов построению образовательных программ, самое главное, чтобы они усвоили эту структуру. Будут ли они писать парциальную программу, будут ли они писать рабочую, будет ли это в составе рабочих групп происходить или как-то ещё – это очень важно. Кроме того, хочу коротко остановиться на каждом разделе программы, что нужно и можно скорректировать.
Целевой раздел. Вы помните, что программы состоят не только из разделов, но и из частей. Из части формируемых участниками образовательных отношений, здесь, как выяснилось, много проблем при написании. Очень по-разному в разных регионах поняли некоторые фразы и очень по-разному их трактовали. Ну, про объем вы знаете, что здесь не более 60%, а здесь не менее 40 %. Вопрос в том, где минимум? Никто не знает, но эта часть должна быть. Потому что во ФГОС написано четко, что любая программа должна состоять из 2 частей, которые являются обязательными и взаимодополняющими друг друга. Поэтому без части, формируемой участниками образовательных отношений, основная образовательная программа не может быть сформирована.
Что сюда вносить? Есть пункты, которые могут повториться в этой части. Это цели и задачи программы, потому что, планируя что-то в той, второй части, какие-то новые задачи будем ставить. Значимые характеристики, сейчас об этом поговорим. Ориентиры. В любом случае они будут какие-то особые здесь. И технологии педагогической диагностики мониторинга, если есть дополнительные парциальные программы, то должны быть в ней какие-то дополнительные мониторинговые разработки. Сейчас РАО очень активно занимается этой проблемой мониторинга, и многие из вас, наверно, получили и от ФИРО письмо с методической рекомендацией по проведению самообследования. Там много страниц, с этим надо разбираться, ну у вас было время до 1 августа.
Вы проводите самообследование в своих организациях в соответствии с законом и приказом о мониторинге, приказ минобра, и этот новый мониторинг по оценке качества дошкольного образования, который прислал ФИРО, всем выслали, там много очень интересного. Правда, он очень объемный. Я думаю, что, почитав его и познакомившись с ним поподробней, у вас встанет на место, что писать сюда. Многое. Потому что нужно будет смотреть, что от нас хотят по качеству образования. И, таким образом, программа должна органично подходить к решению проблемы качества образования в целом.
Что здесь есть? Я отправляла в министерство вопрос, зачитаю вам выдержку из ответа. Я Это как раз о части формируемых участниками образовательных отношений. Дело в том, что самая большая проблема, что сюда вставляют график программ работы кружков, студий различных, факультативов и каких-то частных вещей, которые проводятся не со всеми детьми, а проводятся только с их частью. Министерство образования дает такие разъяснения: «В соответствии с законом основной образовательной целью деятельности дошкольной образовательной организации является реализация программ дошкольного образования, в то же время пунктом закона установлено право дошкольной образовательной организации реализации дополнительных общеобразовательных программ. То есть указывать услуги дополнительного образования, при этом указанные услуги могут оказываться как на платной, так и на бесплатной основе. Сложившиеся за последние годы практика деятельности дошкольных организаций свидетельствует об отдельных случаях фактического слияния понятий дошкольного и дополнительного образования».
Вот это категорически недопустимо, четко оговаривает министерство, что это грубейшее нарушение. ООП реализует дошкольное образование, а дополнительное образование кружки, секции, студии они реализуют совсем другую строчку – дополнительное образование. И вы это должны развести.
Опять же, если вы считаете, что этот кружок зарекомендовал себя, или он действительно популярен среди родителей, они готовы оплачивать его - вы можете вывести это в часть формируемую участниками образовательных отношений. Но уже не как дополнительную образовательную программу кружка, а как обязательную парциальную программу, внутри основной образовательной, которая будет реализовываться со всеми детьми. Тогда за неё не нужно отдельно платить родителям, и это будет входить в ООП. Решите сами, как вам выгодней. Но этот вопрос сейчас наиболее остро стоит о разведении дошкольного и дополнительного образования.
По статистике 17% образовательных организаций, которые были проверены, имеют это нарушение. Там ещё ситуация с оплатой педагогов очень сильно на этом завязана. Если педагог реализует ООП, то это и входит в его должностные обязанности и в тот оклад, который вы ему установили. Если идет реализация дополнительной образовательной программы, то это не может быть оплачиваемо и реализуемо за счет дошкольного образования. То есть это должна быть либо отдельная плата педагогу, но не из средств государственного бюджета, потому что они не предусмотрены для этого. Надбавки там разные. Я сама 10 лет руководителем образовательного детского сада проработала, я знаю, что говорю, этого не может быть. Это является грубейшим нарушением, нецелевое использование бюджетных средств.
Можно чтобы педагог написал, что хочет самостоятельно, на добровольной основе все это делать, это один вариант. И министерство образования об этом говорит, у меня это улыбку вызывает, но так написано. «Не допускается оплачивать работу, в том числе посредством распределения стимулирующих выплат педагогических работников, осуществляющих деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы за счет средств государственных муниципальных заданий на оказание услуг дошкольного образования. Реализация должна осуществляться или в рамках соответствующего государственного задания…». То есть на этот кружок или студию вы должны получить муниципальное задание, это очень вряд ли, или за плату, то, о чем я говорила, или педагогическим работниками, предоставившими заявление о добровольной работе в кружках, студиях в свободное от основной работы время. То есть на основах альтруизма. Это вот ответ министерства.
Очень важно уяснить, что если с вами какие-то дополнительные программы или задачи поставлены, то они должны решаться со всеми детьми, единственное ограничение, которое тут может быть – возраст. То есть, например, какие-то программы могут быть только на старший дошкольный возраст, поэтому не весь детский сад работает по ним.
Нормативная база, цели ФЗ, задачи по ФГОС, принципы и подходы (принципы все известны, подходов сейчас три). Кстати, в профстандарте они сейчас прописаны очень хорошо, туда надо поглядеть, чтобы понять, я их уже называла: культурно-исторический, деятельностный и личностно ориентированный. Сейчас три подхода выдвигают как три черепахи или кита, я не знаю, как сказать, три базовых подходов.
Значимые характеристики, вот тут надо понять, что не только характеристики возраста важны, но и другие значимые характеристики. Какие? Конечно, это характеристики индивидуальных особенностей. Может быть, программа для групп 4 направленностей, вы помните, в соответствии с направленностью: общеразвивающей, компенсирующей, комбинирующей и оздоровительной. Соответственно, контингент детей будет играть роль при разработке программы. Смотря какой уровень мы берем. Если основной уровень, то для всех, а если на конкретный уровень рабочая программа, то естественно, будем учитывать эти значимые характеристики.
С целевым подходом все понятно, вам надо ООП прочитать и посмотреть, чтобы не было диссонанса ни с чем. А диссонансы там есть. Мы писали одно, а нам теперь говорят немножко другое.
Содержательный раздел кажется большим, на самом деле, он действительно самый объемный в программе, но как показала практика особенных проблем с его написанием, как раз таки, и не было».