О ситуации в дошкольном образовании и о том, как подойти к процессу написания образовательных программ и нужно ли заново корректировать уже написанный документ в связи с последними изменениями рассказывает заведующая кафедрой развития образования «Орловского института усовершенствования учителей» Бережнова Ольга Владимировна.
Сейчас ситуация в дошкольном образовании завязалась именно на программах, смысл дошкольного образования и заключается в том, чтобы спроектировать или реализовать программы. Все, что происходит сейчас, происходит не просто так, это вещи регламентированы современным законодательством. И на основании этих документов мы и должны с вами проектировать программу.
Эти документы позволяют нам вплотную приблизиться к проектированию программ. Я не знаю, знакомы ли вы со всеми, но, во всяком случае, скажу, что приказом министерства образования и науки РФ от 15 октября 2014 года утверждено типовое положение об УМО (учебно-методическое объединение в общем образовании).
Это УМО должно утвердить, рекомендовать примерные программы различных уровней, в том числе и дошкольного. На данном этапе после утверждения, к сожалению, на сайтах и даже в консультант-плюсе оно появилось только через полгода. И мы оказались в ситуации, когда мы только через полгода узнали о том, что произошло.
Затем 25 марта был утвержден ещё один приказ о федеральном методическом объединении по общему образованию, то есть в основании этого типового положения все-таки утвердили федеральное УМО по общему образованию. И вот когда первое заседание федерального УМО состоялось 8 апреля 2015 года, там рассмотрели важные вопросы, а самое главное здесь была рассмотрена примерная основная программа ДО и одобрена.
Если мы возьмем тот план, который у нас был раньше, план действий по введению и обеспечению ФГОС, то там были несколько другие сроки обозначены, когда должна появиться примерная программа, и когда, и сколько их должно быть. Мы ждали, и министерство нам обещало – не менее двух примерных основных образовательных программ. А на сайте федерального института развития образования, вообще-то федерального координатора введения ФГОС, висели проекты, наверно 20 с лишним программ. Они до сих пор есть, никуда не делись, но если сейчас посмотреть на их сайт, то вы не увидите ни одной. Потому что их сняли с сайта в связи с тем, что федеральным УМО утверждена и рекомендована для внесения в реестр одна единственная примерная основная программа.
К сожалению, основная масса дошкольных образовательных организаций уже давно образовательную программу разработало. Несмотря на то, что в соответствии с тем же планом введения ФГОС, был намечен постепенный переход на введение стандарта, об этом очень подробно и хорошо говорилось в этом плане. На практике оказалось, что тут же в 2014 году сразу же потребовали, чтобы эти основные образовательные программы были у людей написаны.
Можно сделать все, и мы это сделали. Очень жаль, что примерная основная общеобразовательная программа, на самом деле неплохой и позитивный документ, вышла после того, как мы все сделали. И теперь к нам обращаются за рекомендациями, что делать в этой ситуации. Что, опять корректировать?
На самом деле вы же можете писать свои программы и без учета основной образовательной программы, у вас такое право по законодательству существует. Но вот эта программа, которая пока только на сайте ФИРО, она все же имеет свои отличительные особенности от тех, которые до этого были предложены.
В основном это относится к игровой деятельности дошкольников, очень серьезно там поменялась ситуация, если вам нужны какие-то темы для размышления и заданий своим заместителям и своим старшим воспитателям, если они занимаются методическим обеспеченьем, то в примерной основной образовательной программе (ПООП), по-новому предложена организация игровой деятельности дошкольников.
Там классифицируются все виды игр на две большие группы: сюжетные и игры с правилами, только и всего. И там не упоминается о тех вещах, которые нам с вами привычны – дидактическая игра, она там вымарана. Это не значит, что она запрещена. Просто она не рассматривается в примерной программе как форма, вид и метод организации деятельности дошкольников. В основном разработчики объясняют это тем, что в ДОУ дидактическая игра свелась к дидактическим заданиям и упражнениям. Мы говорим детям – «давайте поиграем», они радостно говорят – «давайте», а мы говорим – «выполните вот это задание». То есть по факту для дошкольника – это не игра. В этой части я соглашусь с разработчиками, так и есть. Но все же так резво брать и выбрасывать из программы такие вещи, наверно, тоже преждевременно, тут надо провести огромную методическую беседу с кадрами, чтобы люди поняли. Как у нас некоторое время было со словом «занятие», одно время его запретили, а на самом деле нет, и сколько мы разбирались? Года три, наверное. А то и больше. И сейчас будет то же самое с дидактической игрой.
Очень смутно, но очень интересно в примерной основной программе рассматривается и тема культурных практик дошкольников. Это новая терминология, «новая», нет ничего в принципе нового, но она дается в новом прочтении и разъясняется, что это такое и как это организовать. Может быть не все согласятся с этой трактовкой, есть в России разные научные школы, но многое пояснено. Такие вещи как труд, трудовая деятельность, можно рассматривать не как образовательную область и её часть, а как культурную практику ребенка, в которой он вместе с взрослым приобретает какие-то культурные трудовые навыки, и это часть его культуры, которую он понесет дальше.
И в связи с этим всем – вывод. Лучше нам примерную образовательную программу скорректировать ещё раз. Вот в связи с выходом этого документа. Я понимаю, что не хочется, но вот так у нас, к сожалению, у нас складывается ситуация.
Кроме того на сайте ФИРО у нас размещены методические рекомендации для ДОУ по составлению образовательной программы на основании ФГОС ДОУ и примерной основной образовательной программы. Эти рекомендации уже давно присутствуют на сайте, ну и вообще, учитывая, что у нас ФИРО федеральные оператор введения ФГОС, значит, к этим документам стоит прислушиваться, но они не являются обязательными. Все рекомендательные положения и письма не обязательны, это лишь навигатор, если хотите, в том, как следует рассматривать то или иное понятие.
Такой бы нам документ в 13 году, мы бы сняли с себя много проблем, которые мы сами себе придумали, а потом героически их преодолевали. Слава богу, преодолели.
Но как бы там ни было, поговорим о проектировании программ, потому что есть ряд закономерностей в разных регионах, которые позволяют говорить о том, что делаются одни и те же ошибки. То, что уже 100 % вышло на уровень стандартной ошибки и то, что мы можем порекомендовать в этих случаях».