О новых ФГОС, базовой дефектологии, лепке и базовых принципах работы с детьми рассказывает директор ГБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» Екжанова Елена Анатольевна.

«Мы видим, что во ФГОС заявлено повышение статуса дошкольного образования. В принципе, идеологически это так и есть. Другое дело, что технологически как бы управленцы никак не нащупывают этот способ усиления статуса дошкольного образования. Потому что к дошкольникам, вы знаете, на протяжении всей нашей жизни школа как бы спускалась. Вот этот момент спуска он абсолютно не правомерен, школа должна вырастать из раннего возраста.

Мы когда думали об укрупнении, нас поставили также, как и вас, перед фактом об укрупнении. Мы думали, что наконец-то перевернется, так сказать, все с ног на голову и войдет в силу ранний возраст, который служит фундаментом. И мы с вами прекрасно понимаем, что вся коррекция снизу, все развитие снизу, синзетив до 3,5 лет — это фундаментальный период в развитии ребенка и все, что мы заложили на этом этапе — это самое важное.

Посмотрите, у нас Финляндия занимает одно из первых мест по PISA, почему? Дошкольники не имеют право быть работниками дошкольных организаций, пока у них нет университетского образования. Но при этом они выводят детей на уровне школьного образования, на экзамены и формы аттестации, которые они сами разрабатывают. Не какое-то там ЕГЭ, про которое нам постоянно говорят, насколько это важно и значимо, и коррупцию все преодолели со страшной силой, а именно учитель, который имеет тот уровень квалификации, который нужен современному ребенку, он настолько может и должен быть подготовлен, что он готовит аттестационные материалы сам.

Так вот сейчас, когда выстроена эта вертикаль, она правильно выстроена, но у неё опять проблемный ранний возраст. Вот мы по Москве видим, что очень много 273 закон отдал на откуп регионов. Если в регионе мощное руководство и понимает значимость — да, выстроена сеть по раннему возрасту, которая активно поддерживает этих детей. Если этого нет, вот нам начинают рассказывать, Московский регион, с 3 лет мы начинаем формировать эти базы. Мы по допобразованию только с 5 лет можем записывать детей — нонсенс! Хотя вы сами прекрасно понимаете, что допобразование в форме дополнительного образования, которая финансируется по бюджету, а не по нормативу присутствия детей в группе, оно должно быть гораздо раньше включено.

Вот у нас в центре педагогами допобразования являются учителя-дефектологи, логопеды, клинические психологи. Они ведут формы допобразования, но по существу они реализуют коррекционные формы обучения на своих занятиях в своих группах.

Задачи правильные, благородные, объединяют обучение и воспитание, нацелены на общую культуру, на радостное проживание периода детства. Хотя я дефектолог, для меня за словом «радостное проживание периода детства» должна быть всегда технология. Делай раз, делай два, делай три. И мы с вами, как дошкольники, всегда понимаем, что у нас замечательные рассуждения про компетенции, это очень хорошо, только мы должны за этим видеть способы и приемы, которыми мы должны вооружить наших малышей.

Поэтому для того, чтобы в этой социо-культурной среде развивался ребенок со своими индивидуальными особенностями, со своими специфическими возможностями, в том числе возможностями здоровья, надо очень и очень много сделать нам с вами в плане организации учебно-воспитательного процесса.

Мы с вами выросли из советской системы образования, где были четкие жесткие стандарты, которые были утверждены по всей территории. Сейчас новый закон говорит нам, что не только каждый регион имеет право утверждать свои стандарты, каждое учреждение имеет свои локальные акты.

Мы просто ещё не научились быть законодателями. Мы не научились писать эти акты, которые учитывают наш кадровый состав, возможности нашей среды. Возьмите наш учебник - «Основы интегрированного обучения» (Екжанова, Резникова, 2008 г., «Дрофа»). Там 15 приложений. Там много про школу. Это было написано в 2005-6 годах, тогда про дошкольную инклюзию ещё никто не слышал. Поэтому сразу приношу извинения, мы там обзор сделали по тем точкам в дошкольном образовании, которые существовали на начало 2000-ых годов. Там есть функционал, примеры локальных актов, положение о групповых формах работы, об индивидуальных, диагностические подходы.

Чем хороши нынешние стандарты? В них заложено единство диагностики и коррекции. Ещё раз говорю, я базовый дефектолог, для меня это фундамент. Но не каждый воспитатель дошкольного образовательного учреждения к этому готов. Потому что у них этого раньше не было, у них была своя стандартная программа, и они не были готовы быть диагностами.

В моих книжках по психо-возрастной деятельности детей 5-7 лет посмотрите. Мы делали анализ, с чем ребенок выходит из детсада, это было сделано в 90-ые годы. Сейчас мы по этому скриннингу смотрим уже 15 лет всех шестилеток района «Ясенево».

Вот у нас каждый год 1900-2500 детей — это все шестилетки района. И мы видим от 36 до 47 % всех детей нормативных, это не задержки, не спецсеть, это наши образовательные дошкольные учебные заведения, где-то в один год 36, где-то 37, 47 был самый большой процент, это две группы — группа риска и дети экстра-риска. То есть по этому скриннингу выделяются 4 группы: высокая возрастная норма, дети стабильная середина, группа риска и группа экстра-риска. Экстро-риск без медицины не потащим. Группа риска это и мы, и психологи, и служба ПМС центров, которые позволяют нам вытащить этих детей из отставания. Соответственно возрастная норма и высокая норма она редка. Но она редка не только в нашей обычной среде, мы смотрели детей и в гимназиях, и в подготовительных группах, где отрабатывались различные элементы новых программ, этот процент не меняется. Он больше 20 не бывает практически никогда. Поэтому имейте в виду, что и отставание и высокая возрастная норма она приблизительно одинакова.

Смотрим стандарт. В нем есть три требования к структуре программы, к объему, и как это все выходит на результат освоения в тех условиях, которые задаются этим стандартом. Вот я показала вам различные виды программ, ну понятно, что своя «Радуга», про которую я вам говорила.

Нас пригласила Доронова и Якобсон в эту программу, потому что они ведь не дефектологи, мы сейчас видим, что дефектологические знания очень важны. Знания коррекционных педагогов будут востребованы вашими педагогами, им надо повышать квалификацию по этим направлениям работы. Потому что будет очень сложно создавать адаптированные программы, если они не знают основ коррекционной педагогики. Мы выросли из дефектологии, а дефектология это тоже было единство коррекционной педагогикаи плюс спец психология, поэтому повышение квалификации по этому блоку — оно чрезвычайно важно для ваших педагогических коллективов.

Посмотрите, вы можете даже в одной организации реализовывать разные программы, и это вам закон позволяет совершенно четко. Как формируется программа, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей, определяет комплексы основных характеристик. Мы видим и объем, и содержание и планируемые результаты. Опять же говорю, что она может реализовываться в период всего пребывания ребенка в организации.

Мы видим, что сейчас выделяются образовательные области. По большому счету воспитатель готов и знает эти образовательные области. Социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная, физическая и речь — фундамент, основа внутри. Речь — это тот клей, на который мы клеим с вами все те представления, знания, умения и навыки, которые есть или должны быть сформированы у наших детей.

Рассматриваем, как включается это конкретное содержание? Понятно, что оно формулируется абсолютно по-разному, в различных возрастах, и здесь прописаны виды деятельности детей. Очень большое внимание аспектам образовательной среды.

Соответственно, мы четко понимаем, что в программе есть основная образовательная часть и части, которые формируется участниками ваших образовательных организаций. При этом они взаимно дополняются и по требованиям стандарта необходимы. То есть мы всегда говорим про вариативную часть, воспитателя надо учить выделять эти вещи, есть четкие пропорции.

Посмотрите, мы говорим — 60 и 40. Инвариантная часть небольшая. Когда-то, в начале 2000-ых, мы писали стандарты для детей с нарушениями развития, это был первый пакет стандартов. И мы всегда говорили - стандарт для освоения, вот мы заложили, это не все 100%, которые должен взять ребенок. Понимаете, вот это условное, я сейчас смотрю, меня это напрягает, что значит инвариантная часть 60, а вариативная 40? Мы с вами прекрасно понимаем, дети придут после лета и от инвариантной и вариативной части останутся рожки да ножки, особенно если это проблемный ребенок. Поэтому надо быть грамотными реалистами и четко прописывать, и четко понимать в какой диапазоне, какие требования к какому ребенку у вас будут заложены в каждой конкретной группе.

Воспитателя надо научить быть практически психологом, он должен оценивать возможности и достижения детей. Для кого-то счет в пределах 10 — мало, а для кого-то в этой же группе счет в пределах 5 — это высочайшее достижение. Выделяем «один и много», к вам пришел ребенок с синдромом Дауна — подвиг!

Но предупреждаю вас как руководителей, обязательно прописывайте это в договорах с родителями. Родитель иногда приводит тяжелого ребенка на социализацию, а ваши воспитатели работают, впахивают и у ребенка идет мощное достижение, ещё раз говорю — период раннего и дошкольного детства — период синзетивной, то есть очень восприимчивый к воздействию извне. Поэтому если вы не прописали с родителем, что ребенок к концу года должен дифференцировать один и много, он с вас потребует счет в пределах 5. Потому что другие-то считают в пределах 10. Понимаете, родитель начинает сравнивать своего ребенка с проблемами в развитии с детьми с нормативным темпом. Запишите себе, для меня это фундамент, писать ежегодные договора с родителями. В нашем учебнике по интегрированному обучению есть примеры договоров с родителями, виды документации, документов много. Мы раньше с вами документов столько не писали. Но пишите их, потому что сейчас в Москве мы имеем суды. Родитель смотрит, как ребенка его обследуют на ПМПК, и он не доволен, и он подает в суд. Это не обследование, он имеет право это сделать. Родителю где-то отказывают в приеме ребенка с проблемами в развитии или говорят, что у детсада другой профиль, и он подает в суд. И он выигрывает.

Я своему родному коллективу говорю одну единственную фразу: «Помните, документы мы пишем для прокурора». Раньше мы этого не говорили, а сейчас у нас такая с вами жизнь началась. Поэтому у нас необычные вещи для воспитателя — это индивидуальные планы и глубочайшая индивидуализация. В группу приходят разные дети.

Дифференцированная система обучения и воспитания приказала долго жить. В 2006 году Россия подписала документ, что основной формой обучения у нас является инклюзивное образование. А я когда к своему начальнику в 2004 приходила и говорила, что у нас впереди это, я же вижу, что творится кругом, по всему миру. Он говорил: «Ты знаешь, на нашу жизнь с тобой этого не придется». Вот прошло совсем мало времени, инклюзивное образование широко ходит, а коллектив наш не выученный. Оно пришло раньше, чем мы с вами подготовили условия и возможности. Поэтому сейчас действительно кадры решают все. Повышение квалификации, стажировки на рабочем месте. Мы активно практикуем. У меня Томск уехал, Омск приехал, крымчани приехали и мы в Крым съездили, потому что силы были, ну и был июнь, мы там сотрудников ещё и немножко оздоровили. Надо ездить и смотреть, у кого что правильно делается. И на этой основе выстраивать собственную модель и собственные подходы к детям.

В структуре программы всегда есть три раздела. Целевой, содержательный и организационный. Программы сейчас адаптированы к возможностям ваших учреждений, это чрезвычайно важно. Если вы создали условия, значит, вы можете этим пользоваться. В той же части, которая у нас есть вариативная, вы можете совершенно спокойно компоновать и использовать парциальные программы. Не обязательно брать целевые федеральные программы, вы можете делать те части программы, которые учитывают реальные образовательные потребности того ребенка, который пришел.

По моей жизненной практике, мы скрининг провели и видим, что в этом году пошли моторники. Потом бабах - и в следующем году выделяется масса детей с пространственными нарушениями. Позапрошлый год был ужасный. 56% детей не слышали первый звук в слове, значит фонематические структуры у детей не сформированы, а мы им — в школу, да систематическое освоение программы по русскому языку. То есть дети не готовы к тому, чтобы системно осваивать программу по русскому языку и чтению. Наша задача воспитателю объяснить. Передо мной сидят практики, не бойтесь давать практикоориентированные мощно значимые для детей вещи. Говорю — лепка каждый день. Да, первые 4 месяца лепка каждый день. Потому что они такие пришли. Можно лепить буквы, можно лепить цифры, что угодно, нам нужна рука. Вялые руки — вялый мозг, это ещё не я, а греки говорили. Чтобы была мощная рука надо давать виды практически-прикладной деятельности.

Это совершенно спокойно укладывается как один из элементов самого занятия, это не значит, что это полнометражная лепка. У вас полнометражным может быть любое занятие, а элементы лепки включены как часть занятия.

Та же самая ситуация с артикуляционной гимнастикой. Пригласите логопедов. Обучите всех своих воспитателей элементарным вещам. У меня девиз: «Примитивно, но эффективно». Артикуляционная гимнастика каждый день — у нас уйдет сглаженная носогубная складка у детей. Они будут совершенно другие. Вы сделали руку, вы слепили — это совершенно другие дети. Мы их выпускаем из своего реабилитационного центра, они идут в массовые сады и воспитатели спрашивают, что это за дети, которые приходят и сами в пару становятся и слышат речевую инструкцию? Такое разве бывает? Да. Это отработанные дети. Консультируйтесь с дефектологами. У нас система работы с детьми простроена. Советская дефектология выросла из работ Льва Семеновича Выгодского, я ученица Александы Абрамовны Венгер, мы выросли на этом, мы четко понимаем, нет дошкольного образования без сенсорики, без мощной руки. Без мощной практики физического развития. Какие там будут мотивационно-личностные вещи? Если у ребенка не развита тонкая ручная моторика, у ребенка будут проблемы в личностном развитии в среднем школьном возрасте. Значит, задача дать максимум тонкой ручной моторики на этапах синзетивных. Мощная полесенсорная среда, мощная стимуляция, ручные мануальные признаки, вкус и звук включаем, пощупали, потрогали. Не держите детей за партой. Вся природа должна быть ими освоена. Я вам ничего нового не говорю, мы это всегда делали в советское время. Для меня ФГОСы — это возврат к традиционным правильным методам воспитания ребенка. Потому что это вечное спускание к раннему дошкольному возрасту — безобразие. Все растет снизу вверх. И когда школьники наконец поймут, что считать отметки бессмысленно, надо учитывать ошибки, проводить качественный анализ, давать тематический контроль. Ребенок проболел, а тему не освоил, родителю надо сказать, когда вы болели там, мы в это время ходили на почту. Пожалуйста, сходите с ребенком на почту, вот вам словарь, какие слова вы должны сказать, когда вы пойдете с ребенком. Вот это в пассиве, вот это в активе. Вот это правильная работа с содержательным компонентом программы. И именно этому мы должны научить воспитателя».

развитие малого бизнеса
строительство и ремонт