«Вот так же, например, возникла тема о космосе, что делать с этим дальше? Дальше составляется модель трех вопросов.
Первое — "что мы знаем о?", потом - "что мы хотим узнать?" и "что нужно сделать, чтобы узнать?".
Эту модель заполняют несколько человек. Здесь воспитателю нужны помощники. Может быть старший воспитатель, кто-то из родителей, ассистентов, потому что один ведет разговор с детьми, а другие фиксируют. Это очень важный этап.
Итак, например. Что мы знаем о космосе? Информация иссякает, переходим ко второму пункту. Что мы хотим узнать? Опять дети делятся своим мнение. А что делает воспитатель, помимо фиксации? Если у него возникает своя идея, что он хочет узнать, он точно также вносит эту идею, наравне со всеми остальными и фиксирует её. И вот третий пункт - что нужно сделать, чтобы узнать? Опять мнения детей. И вот здесь очень важно не сорваться. Воспитатель не говорит ребенку, например: «Даша, если ты хочешь узнать, сколько всего звезд, ты должна...». Нет. Даша сама будет говорить. Воспитатель со своей стороны, на своем примере, может внести от себя какие-то комментарии, за детьми остается полное право инициативы. Это шаг номер два.
Дальше планируется работа в центрах активности. То есть в том садике, в котором работает наш автор, у них всегда работают вот эти вот центры. Они их выбрали такими, назвали их так, конечно названия можно менять и пополнять. Здесь проходят все образовательные области. И художественно-эстетическое развитие (центр искусства), и физическое (центр движения), и есть центр кулинарии, они постоянно с этим работают, центр математики, центр книги, центр строительства, музыки, науки, центр песка и воды.
Что у нас происходит здесь? Вот у нас есть модель трех вопросов. Дальше дети решают, с чего они начнут. Кто в каком центре будет действовать? Мы продолжаем тему космоса. Мы с вами, представьте, дети, у нас родился проект «Космос». Подумайте, чем бы каждый из вас хотел заняться в рамках этого проекта?
Так. Оля хочет рисовать планеты. Я вешаю либо большой лист, либо отдельные листы, куда помощники центра все фиксируют. Оля, ты не против, если в центре искусства ты поработаешь? Записываем, что Оля у нас будет делать. Рисовать планеты.
Мариночка хочет строить ракету. Записываем в центр строительства. Лиля будет пересчитывать звезды. Как сама думаешь, где ты сможешь этим заниматься? Можно в центре математики, можно в центре науки, ты хочешь в математике? Хорошо.
Идея понятна? Рождается план работы. Сами дети выбирают, что они будут делать. Воспитатель точно также озвучивает, чтобы он хотел делать. Это все будет обсуждаться, все имеет возможность корректироваться каждый день. Это не значит, что дети как начали работать в этом центре, так они и будут две недели.
Можно подключить родителей в проект. Например, написав такое объявление:
«Дорогие мамы и папы!
Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем космонавтами или космическими туристами.
В космос без специальной подготовки, конечно, не полетишь. Мы хотим много узнать о космосе вместе с вами и воспитателями, а для этого нам понадобится ваша помощь. Мы будем вам благодарны, если вы принесете для нас бумагу, старые журналы, картинки, книги о космосе, коробки.
Ваши будущие космонавты».
Вообще эта идея Михайловой-Свирской, у неё книга из этой же серии - «Работа с родителями», она предлагает их вовлекать вот так, ненавязчиво. Нет записки: «Завтра всем принести большие коробки». Нет такого, есть предложение, где они могут принять участие. Они вот такие объявления им вообще везде пишут.
Следующее. Основные компоненты этого метода. Первое, как вы поняли, обязательное обсуждение будущей темы вместе с детьми. Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать для того, чтобы узнать, ведение записей высказывания детей печатными буквами. Это модель трех вопросов.
Следующее. Совместное планирование содержания и действий по проекту. То, что мы сейчас с вами сделали по центрам активности.
Подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Это уже взрослые активно включаются, естественно дети тоже что-то предлагают и приносят.
Отслеживание ежедневных результатов работы. Вот это очень важно. Для того чтобы использовать результаты и делать активными действия следующего дня. Например, если у нас получилось, что нарисовала Олечка планеты. Как можно задействовать это на следующий день, куда это можно включить, в какой центр? А в любой. Можно у Олечки спросить, можно предложить самим, можно в центр математики для пересчитывания, можно в центр науки, чтобы сопоставить со справочниками, книгами, так ли это на самом деле. Насколько совпадает виденье Олечки с реальностью. В общем, максимально использовать предыдущие результаты на следующий день.
И подведение итогов. Оно есть как ежедневное обязательное, так и одно большое, то есть презентация проекта по окончанию всегда есть. Вот что касается презентации большой. Там есть две части — парадная и деловая. Парадная, это уже отработано - викторины, конкурсы, концерты и так далее. Не надо забывать про деловую часть. Был план, были участники, были предложения. Надо озвучить всех, кто вносил предложения, кто что делал. И ещё за время подготовки проекта всегда накапливается много интересных историй, фотографий, это все надо ещё раз вместе с детьми вспомнить и обсудить.
Как говорится, дьявол кроется в деталях. В них секреты и успеха и поражения. В этом методе есть целый ряд очень важных деталей. Во-первых, ежедневная презентация взрослыми ресурсов. Чтобы сохранить интерес детей каждый раз на утреннем сборе детям ещё раз объявляется, в каких центрах какие материалы доступны для работы, чтобы они принимали осознанное решение о своей деятельности.
Размещение в свободном доступе множества самых разнообразных материалов. Нитки, ткани, картон, бумаги, коробки, то есть все, что трансформируется. И вот здесь вам ничто не мешает включить и пластилин. В каждом центре можно работать с пластилином.
Наличие подсказок. Дети в разном темпе работают, кто-то только что пришел и так далее. То есть если ведется в центре какая-то работа, то можно готовить каждый день схемку, пооперационную карту и так далее.
Взрослые помнят, что они живая составляющая среды развития. То есть они представляют из себя ресурс, и они напоминают об этом детям.
Внимательное отношение к детям, которые включились в проект позже других. Это этическая сторона, на это очень много внимания уделяется, на утреннем сборе всегда объявляется, кто пришел, его вводят в курс дела, это позволяет новенькому участнику войти, а уже опытным проектировщикам почувствовать себя наставниками. И это подчеркивает важность каждого участника проекта.
И вот последний пункт, он не технический, а этический — доверие к действиям детей. Здесь очень сложно, как педагог говорю. Научиться доверять тому, что они делают, несмотря на то, что мне так хочется донести до них, что им это будет ценно, полезно, и для них и для их развития. Итак, взрослый вмешивается только чтобы предотвратить угрозу здоровью, порчу имущества, решение конфликтов. В остальном дети самоорганизуются.
Это вообще сложно взрослым. Поэтому и этот метод могут проводить не все воспитатели. Есть воспитатели авторитарные, но, тем не менее, они хорошо работают. Проводят тематические занятия, которые тоже приносят пользу детям. Не заставляйте всех, пробуют те, кто может это сделать, остальные потихонечку учатся.
Таким образом, дневной цикл в этом проекте можно разложить на три пункта. План, дело, анализ. План — это утренний групповой сбор, дело — это работа в центрах активности, а анализ — это ежедневный небольшой итоговой сбор. Все это занимает 1,5-2 часа. Вот теперь такой чисто технический момент. У нас с вами по СанПинам образовательная деятельность тоже не может быть бесконечна, поэтому все режимные моменты соблюдаются. Общий цикл это 1,5-2 часа, это позволяет и в группе полного дня реализовывать проект, и в группе временного пребывания. Если у вас идет проект, как делает автор в своем саду, это заменяет собой сетку. Уже занятия по рисованию, подготовка к обучению грамоте и так далее, они интегрируются в эту деятельность. Те темы уходят, вся эта деятельность остается, но она идет в таком вот направлении. Это сложный момент с точки зрения плана-отчета, да? Я тоже вот для себя думала: «А как же так делать, как же писать?». Заранее спрогнозировать ничего нельзя. Ни тему, ни длительность. Как проводить и отчитываться?
Я бы сделала так. Если бы меня заинтересовали подобные методы, я бы собрала небольшой материальчик, что делаем, зачем, какие принципы стандарта реализовываем, что можем выдать в итоге. И пошла бы на прием в ту структуру, которая вас контролирует, кто проверяет планы и отчеты. С посылом - мы собираемся это делать, это реализует такие-то принципы стандарта, это инновационно. Если у нас это получится, наш сад сможет выйти на инновационнейшее направление и даже кого-то обучать. Мы, конечно, надеемся, что вы нас в этом поддержите. Давайте вместе подумаем, как мы будем отчитываться?
В принципе, ведь формы отчета по всей стране единой сейчас нет. Все, кто во что горазд. Поэтому я бы попыталась договориться таким образом. От нас требуют инноваций и реализаций, а с другой стороны структуры контролирующие всегда отстают. Что делать? Приходится расти, пробивать.
Когда мы считаем, что тема проекта выбрана и можно стартовать, мы пронаблюдали, зафиксировали интересы детей, это тоже работа, дальше надо помочь детям сделать согласованный выбор. Наверняка будет так, что один ребенок хочет одно, а другой в это время хочет другое. Что делаем?
Например, Алина хочет реализовать проект «Дельфины». Ей интересны дельфины. А Антон хочет реализовать проект «Путешествие в Австралию». Ребята, поднимите руки, кто за то, чтобы начать с проекта «Дельфины»? Алина считай. Например, семь. Кто за проект Антона? Одиннадцать. Что больше, семь или одиннадцать? Одиннадцать. Давайте сделаем так. Начнем с проекта «Путешествие по Австралии», а следующим будет проект «Дельфины». И, кстати, у меня, как у участника проекта тоже уже родилась идея, мне стало интересно, а вдруг у берегов Австралии тоже водятся дельфины?
И дальше это опять непредсказуемое творчество, как детей, так и взрослых. Если у вас несколько групп с проектами, то вести каждую группу по моделям и записям придется отдельно, тут вопрос в увеличении количества помощников. Поэтому силы свои надо рассчитать.
Модель трех вопросов составили и дальше в печатном, лучше рукописном, виде, вывешивается эта модель так, чтобы могли увидеть родители. Они в курсе: происходит проект, захотят — будут включаться.
Я не успею рассказать все, скажу, что в этой книжке далее представлены этапы совместного планирования, как проводить ежедневный сбор, как вести записи, там много правил с деталями и нюансами, как проверить эффективность проектной деятельности. Тут знаете, какой интересный момент, это может помочь в диагностике индивидуального развития детей, которую вы потом можете включить в свой мониторинг. У вас была модель 3 вопросов инициативы детей. Если вы провели несколько проектов, у вас были инициативы детей в проекте 1, 2, 3. Вы можете смотреть количество инициатив, во-первых, по всей группе, и, во-вторых, по каждому ребенку. Там у него две, здесь у него пять или восемь. Качество инициатив. Спросить у мамы или он что-то предлагает сам, то есть можно проследить вот эти линии. Анализ и документирование материалов проекта, деятельность — это прекрасно, но нам за все надо отчитываться. Вот там из их практики, как они это делают.
Показатели успешности проекта в целом, как оценить, и масса практических примеров, вроде того, который я вам зачитала, из которых становится ясно, как это работает.
И вкратце, возьмем те же принципы стандарта, пункт номер 2, он мне все покоя не давал, как практику. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования». Это стандарт.
Если это не реализовывается в этом методе, в методе ситуаций, тогда я не знаю, где это реализуется. На самом деле это ювелирная работа, гораздо легче провести занятие. И чем регламентированее, тем легче. Я работала с детьми от 3 до 17 лет, сначала учителем начальных классов была, могу сказать, что в школе организовать детей гораздо легче. Забил в рамки урока, посадил. А дошкольников в рамки занятия — ювелирная работа.
Но если стандарт нас ведет к этому, если мы идем к реальному осуществлению адекватности работы с дошкольниками в практике дошкольного образования, то потихоньку на это надо переходить, хотя бы учиться.
Как с этим работать? Познакомиться самим и, если вы это принимаете, познакомить своих старших воспитателей, познакомить коллектив и потихоньку попробовать внедрять.
Напомню, книжка, по которой мы работали «Работаем по ФГОС», она совсем небольшая, но там масса ценного. Я для себя, например, много всего взяла. Меня постоянно спрашивают родственники, чем детей на даче занять, чтобы они не болтались, вот они бегают, то-то делают. А почему бы с утра с ними вот так не поговорить? Почему с ними коротко не составить модель трех вопросов и запустить их в эту деятельность, которой они занимаются? Ведь детям что от взрослых нужно? Первое — интерес со стороны взрослого, заинтересованность. Что они лезут к маме, к папе? Им нужен к себе интерес. И обеспечение ресурсов. Не мешать выполнению, обеспечить ресурсами, но интерес проявлять постоянно.
В этой же серии вышли книги этого же автора «Индивидуализация детей дошкольного возраста», «Работа с родителями», то есть что это за взаимодействие на современном этапе, не директивное. Готовится к выходу «Педагогические наблюдения». Хотели не выпускать, кризис, но мы отстояли, потому что там все как это делать, как фиксировать, чтоб на основе этого потом были результаты. И есть книжки без автора, просто. Это «Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности». Закон - это 400 с чем-то страниц, там сложно что-то искать. Здесь извлечены все части по дошкольному образованию. Тоже самое по СанПинам. Вот такая небольшая серия и она будет продолжаться, я бы хотела ваше внимание на неё обратить.