Как работает метод проектов в обучении дошкольников? Рассматриваем на примере из методической литературы издательства «Просвещение». История о том, как Артем захотел, чтобы ему купили слона, и что из этого вышло.

«Наша история началась с того, что в один из осенних дней на запотевшем стекле Артем начал рисовать слона. Вокруг него тут же собралась стайка детей. «Что ты делаешь? А что это будет? А где у него хвост?» - атаковали они его вопросами.

«Это будет слон, - уверенно сказал Артем. - Потому что я хочу, чтобы мне купили слона». Как ни странно, ни у кого из детей не возникло вопроса «Зачем?». По-видимому, желания других детей, также как и свои собственные, малыши пока не подвергают критическому осмыслению. Они просто мечтают. «Слоны большие, они не поместятся дома» (Соня). «Бывают маленькие слонятки, они поместятся, только чем их кормить?» (Уля). «Слоны бывают только в зоопарке, а дома их не бывает» (Сим). «Есть военные слоны, у них на спине сидят солдаты, которые командуют, чтобы они топтали врагов. Я такое в кино видел» (Кирилл). «Тогда они должны жить в армии» (Женя).

Вот и появилась первая информация о том, что дети знают и что они думают о слонах. Я записываю эти знания, чтобы позже сослаться на компетентное мнение детей. Где взять слона, чем его кормить, где он будет гулять, если слоны могут топтать, значит они страшные и опасные? Появились первые вопросы, на которые мы вместе будем искать ответы. Есть ещё главный вопрос: как помочь Артему получить слона, о котором он мечтает?

На утреннем сборе обращаюсь к детям, которые пришли позже и не видели рисунка Артема. «Ребята, у нас сегодня в группе чуть не поселился слон. Артем нарисовал его на стекле, потому что мечтает, чтобы ему купили настоящего слона. Но вот Соня считает, что слон не поместится дома. А Уля не знает, чем его кормить. Что вы скажите по этому поводу?». То есть вовлекаем остальных детей.

Действия в версиях детей. «Надо попросить взрослых. Пусть купят в зоопарке слона, если там есть лишний» (Катя). «Не бывает в зоопарке лишних слонов, и денег нет, чтобы слона купить» (Сема). «Надо его нарисовать и смотреть долго-долго» (Уля). «Надо слона из чего-нибудь сделать. Из пластилина или конструктора» (Соня). «Если его сделать из пластилина, он будет маленький. Надо из чего-то большого делать» (Катя).

Роль педагога не только в том, чтобы слушать и запоминать, но ещё и задавать вопросы, помогающие ребятам правильно сформулировать мысль. Например. «Катя, а что значит, что надо из чего-то большого сделать?».

Как оказалось, из чего-то большого делать - значит соорудить из больших коробок, которые надо попросить у родителей. Итак. Основная идея сформировалась. Слона надо сделать из коробок.

А как дети представляют себе слона? Из чего, из каких материалов можно изготовить хвост, хобот, где выполнять работу, кто и когда возьмется за неё, с чего надо начать? Предлагаем ребятам составить план действий. Все идеи записываем на листе бумаги печатными буквами. Это общее правило распространяется на все, что мы делаем вместе с детьми.

«Найти дома книги о слонах» (Кирюша). «Найти фотографии или картинки» (Олеся). «Спросить у мамы, как сделать слона» (Юра). «Посмотреть в интернете информацию, какие бывают слоны» (Артем). «Нарисовать картинку, а потом по ней строить слона» (Сим).

С этой минуты стало понятно, что наша педагогическая деятельность пойдет по двум основным направлениям. Подбор ресурсов и внесение дополнений в план работы. Вот что нам предстояло сделать.

Подобрать книги, журналы, иллюстрации, фотографии с изображением слонов. Взрослых, детенышей, диких, прирученных, работающих в цирке, в разных состояниях, бегущих, стоящих, лежащих, одного, в группе и так далее. Подобрать фигурки слонов: фарфоровые, деревянные и так далее. Подобрать видеофильм о слонах, подготовить карточки со словами для копирования. Найти картинки-раскраски, подготовить средства для измерения (линейки, портняжный метр, рулетку), подготовить карточки для дорисовывания и так далее. И ещё договориться с музыкальным руководителем о разучивании песенки о слонах, с инструктором по физической культуре по исполнению образа слона в играх и движениях. Так родился проект «Слон».

Расшифровка из доклада ведущего методиста редакции дошкольного образования издательства «Просвещение» Лобановой Татьяны Ивановны.

развитие малого бизнеса
строительство и ремонт