Управление образования администрации

города Вятские Поляны Кировской области

Елена Екжанова: о новых требованиях ФГОС, инклюзии, этическом подходе к воспитанию, «теплоте» предметно-пространственной среды и о том, как её детсад спасли бабушки.

Часть стенограммы со Всероссийского практического семинара для руководителей ДОУ. Спикер - директор ГБОУ ДО Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» Елена Анатольевна Екжанова.

«…Что идет к требованиям по реализации основной образовательной программы? Мы четко видим, что психолого-педагогические условия идут первыми, дальше кадровые условия, затем — материально-технические требования, финансы и предметно-пространственная среда.

Обязательна оценка индивидуального развития детей. Ребенок сравнивается с самим собой. Научите этому воспитателей. Когда-то мы комплектовали сады сами, и у меня были первые для детей группы с ЗПР, ещё где-то в Новогиреево. Иногда возьмешь детей из одной группы - 3-4 тяжелых, легких то никто не отдает и никогда не отдавал. А они что-то нарисуют, потом скомкают листочек и идут в ведро выбрасывать. Даже не показав воспитателю. Понятно, что их работы всегда хуже всех, что их работы выбрасываются.

Так вот нет! Всегда все работы должны быть вывешены, и это норма работы с семьей, и промывание мозгов родителям, которые пришли с большим запросом на социализацию. И для меня проблемные дети очень важны, они должны попасть в хорошие руки. А то родитель выбирает — мы лучше пойдем на полный день в сад, чем к вам в реабилитационный центр. Ну и толку то? Не держите детей, если вы понимаете, что вы не в состоянии обеспечить развитие этого ребенка. У ребенка с ОВЗ свои потребности. Ему позарез нужен квалифицированный дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог. Если бы вы знали, сколько детей с проблемой развития сенсорных функций, вы бы ужаснулись — 18-25%. А мы все думаем, что это ребенок так плохо говорит? А он не слышит, у него все шипящие-свистящие — это единый ком. Потому что до специалиста даже московские дети умудряются не дойти. Хотя в провинции иногда получше.

Про условия. Это классика, это социальная ситуация развития. Работа Льва Семеновича Выгодского, Александры Абрамовны Катаевой. Обязательно идет обеспечение эмоционального благополучия, свободный выбор видов деятельности. Изо-уголок, этот уголок, этот уголок. И маршрут перемещения детей по группам. Обязательно условие для коммуникации. Современные технологии предоставляют массу возможностей. На тебе и сенсорный шатер, на тебе и какие-то домики.

Я как базовый дефектолог верю в созданное своими руками. Оно теплое, оно эмоционально-комфортное, оно детям полезное. Поэтому как наши воспитатели клеили и рисовали — пусть клеят и рисуют. И коробки от телевизоров приспосабливают, и то, что там есть – все это подручный материал. Любой материал согретый теплом человеческой души, он для наших детей полезен. А выхолощенный кусок пластмассы? Не уверена. Пусть стоит в коробках дальше. Мы с вами за то, чтобы у детей был эмоционально-мотивирующий их материал.

Бесконфликтная педагогика. Учим родителей, обязательны новые формы взаимодействия. Третье поколение родителей выросло, которое не знает не песенок, не потешек, ни игр. Это поколение родителей, которые считают, что главное — заработать деньги. А дети — потом. Они им условия создают. Когда мы начинали 15 лет назад, у родителей было желание закинуть ребенка и бежать по своим делам, до 3 лет мы железно их держим в детско-родительских группах, создавайте, придумывайте, возможности есть, закон позволяет.

Придумывайте любые виды детско-родительских занятий. Начните с мероприятий — день Осени, День Города, у кого что. У нас там - «Мама, папа, я — спортивная семья». «Даже в самом рваном кеде мы всегда идет к победе».

То есть все равно надо сделать какие-то формы, которые значимы для семейного взаимодействия. Когда я читаю в отзывах на свои работы: «Спасибо, вы научили нас получать удовольствие от общения с ребенком», - я понимаю, что мы сработали хорошо. Для нас это главное. Родитель вдруг получил удовольствие от того, что он научился взаимодействовать со своим ребенком. Поэтому эти виды продумывайте.

Мы много написали по дошкольникам, мы с Еленой Анатольевной Стрельновой написали программу для детей с нарушениями интеллекта. 19 видов деятельности в 4 возрастах. Написано от практики, 6 лет жизни у меня ушло на написание. Но работа практико ориентирована и сделана поквартально. Воспитателям удобно планировать и составлять собственные планы, когда ты опираешься на работы практиков-ученых, которые учитывают особые синзетивные периоды в развитии той или иной функции у ребенка. Посмотрите эти программы, они вам будут полезны, тем более там есть приложения по логопедии, по развитию игры. Недавно выпустили книжку «Коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего и дошкольного возраста» (Санкт-Петербург, «Каро», 2007), посмотрите, они переиздавались. Они сделаны для реально работающих практиков.

Обучение с учетом зоны ближайшего развития. Понятно, что это та же самая социальная ситуация развития. И по вопросам взаимодействия с родителями я все время акценты расставляю.

Предметно-пространственная среда. Учитывает возрастные особенности, национальные. Была недавно в Марий-Эл, потрясена уровнем актуализации национального колорита в программах дошкольного образования. Не стесняйтесь. Более того, я считаю воспитателя надо научить в программе использовать те виды деятельности, которые индивидуально для них являются близкими. Мы и мамам говорим — научите детей делать то, что вы любите и умеете. И ребенок это тоже полюбит и будет делать вместе с вами. Когда мы говорим это мамам, это очень важно. К нам часто приводят ребенка, знаете, интеллигентные семьи, которые говорят, что хотят вот с 2 лет английский учить. Вот ей позарез. И сразу подготовка к школе. Поэтому работа с родителями — это самый тяжелый блок нашей деятельности. И мы это четко понимаем.

У меня дочери 30 лет, и её консультант не мама-профессор, а интернет. Мама — это так, это же наш ребенок, и мы будем воспитывать так, как мы считаем нужным. Тут приходится изворачиваться угрем. Но протолкнуть нашу идеологию. Подключайте всех подряд — соседей, бабушек.

Меня выручили бабушки на скамеечках. Я выслала своих психологов по пути следования к учреждению, мы посмотрели все, я договорилась с нашей управой, мы поставили лавочки, потому что негде посидеть. Управа то нагородила игровых городков, но там мамы общаются друг с другом, а дети друг с другом. Ситуация совместной деятельности не создается. Как только мы включаем третье поколение, создается ситуация совместной деятельности. И они передают опыт, используют те вещи, которые мы не всегда используем.

У меня есть три бабушки, они поют. Они участвуют у нас в художественной самодеятельности. Делайте смешанные виды художественной самодеятельности. В жизни должно быть радостно, хоть нам и трудно живется. Я собиралась говорить об этико-методологических аспектах нашей с вами деятельности. В 90-ые потерялся статус активного родителя, эти годы разорительные страшно. Родитель кинулся выживать. Мы с вами на дачи кинулись сеять, пахать и сажать. Потеряли идею. Мы с вами выросли в советской системе, у нас миссия. Я миссию выполняют в этой жизни. Но выживали, не выживали, мы сеяли разумное, доброе, вечное.

Сейчас говоришь с воспитателями, они отвечают — да за эти деньги... Если ты сидишь у меня в бюджете, значит, ты стоишь этих денег. Если ты стоишь других денег — вперед, открой частный сад. Заработай их. Мы как руководители здесь идем всегда между Сциллой и Харибдой, мне кажется, что очень важный момент это создание мотивов. Рыба тухнет с головы, но она и плывет с головы. Мы с вами должны создавать высокие мотивы. Мне легче, я доктор наук, у меня все диссертации пишут. Я пишу книжки, и они у меня пишут книжки. Даже у меня онкологическая больная была потрясающий логопед, работающая с глубоко умственно отсталыми детьми. Я ей говорила такие страшные вещи: «Вот умрешь ты. А технологии свои уникальные что, с собой? Опиши мне их». Она успела описать.

Переходя к специфике, хотела обратить ваше внимание, что педагог-дошкольник формально не попадает под категорию, но сейчас дошколка стала одним из уровней общего. Получается, что у него наряду с функцией присмотра и ухода появилась эта функция по образовательной деятельности как отдельной услуги. И именно сочетанию всего этого мы и должны его научить.

Важнейшее — этико-методологические основы. Технологии мы выучим. Главный момент — этический. И это мы должны знать и донести до нашей администрации, до руководства, до чиновников и управленцев. Как говорили классики — не вкладывая в образование, вы будете вкладывать в тюрьмы. Ничего нового не придумано. А нашим воспитателям мы говорим: «Вложитесь в детей. Отдайте всю душу на воспитание. У вас будет меньше своих болячек. У вас будут благополучные семьи. У вас будет за душой масса ценной и полезной информации. Вас будут любить и уважать!».

Мы живем в идеологии сообщающихся сосудов. Мы учим детей, они учат нас. И всегда так. Если мы сообщающиеся сосуды, то мы четко понимаем, что в этом мире все связано: здоровье, деньги, счастье, информация, энергия. И тот, кто попадает в этот поток, живет в этом потоке, и, не взирая на всякие внешние трудности, живет счастливо, долго, позитивно и очень продуктивно. Поэтому воспитателя нам с вами надо лелеять и холить.

Я не люблю руководителей, которые гнобят своих воспиталок. Ненавижу. Ты зачем сюда пришла? Самоутверждаться? Воспиталок надо любить, уважать, возить в различные интересные места, создавать возможности для отдыха семьей, если куда едем и мужа, и детей берем. А как же? На каком основании я их могу отрывать от семьи, они и так без конца при детях?

Поэтому думайте о культурном фоне. Заведите хорошего профорга. Обязательно должен быть человек, с которого вы спросите за досуг своего учреждения. Если какие-то спортивные мероприятия — наши прыгают наравне с родителями. Всегда так было. Надо им объяснить, что они миссию выполняют, не просто прыгают, потому что им начальство приказало, а они организуются в системе обмена энергией, любовью.

В нашей жизни два важнейших слова. Профессионализм и любовь. И в нашем дошкольном деле — это самое главное. Любовь к детям. Её надо воспитывать. Мы молодежь не научили любить. А наша задача, если мы с вами администраторы, научить любить. Научить отдавать, научить творить, и это очень важный момент».

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Контакты

612960, Кировская область,
г. Вятские Поляны,
ул. Кирова д. 2

Начальник: 8(83334) 6-18-70
Заместитель: 8(83334) 6-21-55

metodist_vp@mail.ru

Методический центр

612960, Кировская область,
г. Вятские Поляны,
ул. Кирова д. 2

Заведующий: 8(83334) 6-06-38

metodist_vp@mail.ru