Что такое «взрослая» и «детская» цель, как учиться через преодоление затруднений и почему не надо бояться спрашивать рассказывает специалист Центра системно-деятельностной педагогики «Школы 2000» Абдуллина Лилия Энгелевна.
Представим, что только что ребенок играл, строил замок из кубиков, катал машинку. И ему совершенно не мешало радоваться жизни незнание того, что такое «треугольник». Он прекрасно себя чувствовал. А у меня стоит образовательная задача – мне нужно научить. И первое, что мне нужно сделать — ввести в ситуацию. Первый этап в технологии «Ситуация» - это беседа с детьми, и строится она исключительно на личном опыте детей. Человеку самое приятное говорить о себе любимом. Поэтому тема и сюжет, которую я положу в основу занятия, связывается с личным опытом детей.
Следующий этап — актуализация знаний. Дети что-то делают вместе с воспитателями, но то, что они умеют, знают. Мне, как педагогу, это нужно для того, чтобы они что-то вспомнили, потому что потом они будут сами открывать новое.
И вот у них все получалось. Потому что они это делали и не раз. Делали и вдруг — у них возникает затруднение. Предположим, они делали, все получалось, а дальше сказочному персонажу нужно объяснить и назвать треугольник. Но назвать внутри детской цели, предположим, они помогают трем медведям.
У них своя детская цель. Они движутся к ней. Ребенку нужно назвать этот треугольник, а он не знает. И здесь педагог задает вопрос:
- Смогли мы помочь медведям назвать эту фигуру?
- Не смогли, - отвечают трехлетки.
- А почему мы не смогли? Потому что пока не знаем.
И дальше важный вопрос. Что нужно сделать, если ты чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? И какой способ есть у детей младшего дошкольного возраста для преодоления затруднения? Спросить у того, кто знает.
И вот они зафиксировали и обсуждают, как это затруднение преодолеть - спросить у того, кто знает. Это может быть и педагог, и помощник воспитателя, и мама, и сказочный персонаж, и так далее. А дальше они обязательно проговаривают вслух этот вопрос. На что воспитатель отвечает: «Правильно. Вы хотели спросить — я отвечу». Дает пример, как это делается. Ведь зачастую даже мы, взрослые, не всегда можем сформулировать тот вопрос, на который хотим получить ответ. И дальше дети реализовывают свой план, узнают и поднимаются чуть выше себя. Потому что это именно мне, Пете, нужно было узнать, что такое «треугольник». Не Марья Ивановна, а я хотел помочь медведям. На этом построена технология.
А дальше новые знания включаются в систему уже имеющихся, то есть различные виды деятельности, парные, здесь и в подгруппах детки работают, где они применяют обязательно следующий этап — осмысляют.
Чем это отличается от традиционного занятия? Какой у традиционного занятия итог? Что нового узнали, что делали. Здесь примерно тоже самое, но самое главное здесь свести две цели. Дети ведь даже не догадывались, чему они учатся. Они в своей жизнедеятельности помогали трем медведям, у них была своя детская цель. У нас была своя взрослая цель. И здесь моя задача свести это воедино, чтобы ребенок это понял. Мы задаем вопрос: «Где вы были? Кому помогали?». Мы уже не спрашиваем, что они узнали. А дальше: «А что вам помогло помочь медведям?». В младшем возрасте дети сами не сформулируют, нужно помочь, а в старшем возрасте они сами скажут. Например, потому что они научились складывать или узнали, что такое треугольник. А не знали бы, не смогли бы помочь медведям. И у ребенка фиксируется, что оказывается что-то узнавать, чему-то научиться, это нужно ему, в его жизни.
Очень важный нюанс, который мы во всех методических рекомендациях описываем, это присутствие всегда в образовательном процессе двух целей — детской и взрослой. Чтобы её прочувствовать на уровне метафоры мне помогает такой пример.
Елена Евгеньевна Кочемасова, автор курса «Игралочка», часто его приводит. Вы вот ходили на демонстрации? А зачем? Погулять, пообщаться, надо было, интересно... А вот организаторы этой демонстрации, их целью было, чтоб полстраны пообщалось? У них цель была показать единство партии и народа, например. У них своя, «взрослая» цель, у нас своя - «детская». Но при этом мы все движемся в одном направлении, все очень дружно и красиво.
И вот Елена Евгеньевна приводит такой пример, воспоминание. Как-то идет она на демонстрацию с сыном, ему 5 лет. Идем, говорит, смотрю, он уже устал. Пора возвращаться домой. Она берет его за руку, выходит из колонны, а через некоторое время обнаруживает, что они снова в колонне находятся. Наверно, ребенок передумал. Через какое-то время смотрит, совсем устал, надо идти. Берет за руку, выводит, а он через некоторое время опять оказывается в колонне. И только через несколько попыток они выбрались. Потом только она узнала, что оказывается, на таких демонстрациях по краям колонны идут люди в штатском. Что они делают? Они никого обратно силой не загоняют. Они легко, пританцовывая, легким движением бедра, всех выравнивают.
И профессионализм педагога-дошкольника заключается в такой же работе. Мы ненавязчиво ведем детей к своей цели, сами идем к своей, а на этапе осмысления мы об этом говорим. И когда мы работаем в этой системе, дети приучаются, что, если они ставили цель, то в конце они анализируют — добились они цели или не добились. Если да, то почему, что помогло? Если нет, то что за затруднение?
Эта технология, философия этой технологии, она накладывается на установки человека. Тут как в анекдоте, пока детей учил и сам научился. У очень многих меняются отношения и в личной жизни, и в профессиональном росте. Поэтому эта технология достаточно универсальная.
В 2009 году в одном из городов мы проводили семинар. Когда мы их проводим, мы обычно вывозим на открытые занятия, уроки. Мы проводили с утра до вечера, человек 80 со всей России - педагоги, руководители дошкольников. И я смотрю, в задних рядах сидят мужчины, явно не педагоги. Подхожу к директору центра образования и спрашиваю кто это. Мне говорят: «Это родительский комитет». А там родительский комитет - директора банков и их учредители. И когда наш семинар закончился, председатель комитета встал и сказал: «Знаете, мне хочется низко поклониться в ноги педагогам, потому что я понял, что вы делаете, что вы даете нашим детям».
Как оказалось, незадолго до этого семинара, этот человек приехал из Европы, где учился 10 дней на очень дорогом семинаре бизнес-тренинге, где их обучали тому же самому — как преодолевать затруднения, преодолевать кризисные ситуации. Мы же это делаем с трех лет. В системе и практически бесплатно.
Технология «Ситуация» в детсаду имеет 6 этапов, причем дети даже не догадываются, какие этапы они проходят. А вот в школе технология деятельностного метода разворачивается уже на 9 этапов. Более того, там дети эти шаги осознают и четко понимают, что они делают, и что они будут делать каждый следующий шаг. Другое дело, что формулировки у них на уровне картинок-смайликов.
Буквально в конце первого класса, когда они работают по этой технологии, если учитель спросит, какое будет следующее действие у нас, дети отвечают: «Пробное действие». А зачем оно нужно? И дети отвечают. «Это пробное действие, значит нужно — попробовать». Мы учим детей учиться, а что значит уметь учиться? Это понять, чего я не знаю и самому найти способ. Поэтому первоклашки говорят в конце года: «Чтобы понять то, чего мы ещё не знаем».
И только после пробного действия они формулируют тему урока. Не учитель им в начале урока пишет на доске тему, а они это делают. Потому что они что-то делали, у них получалось и вдруг какое-то новое задание, и они не могут дальше двигаться. Мы учим их анализировать: в каком месте затруднение возникло, почему оно возникло? А не «мы этого не проходили».
Понятно, что это кратко, курсы у нас для педагогов занимают 72 часа, мы смотрим видео на всех возрастных группах как с этим работать, поэтому если кому-то будет интересно — заходите на наш сайт «Школы 2000». У нас много экспериментальных площадок по России. Посмотрите по карте, может кто-то из ваших соседей уже так работает и можно напроситься к ним в гости.