Информер
- 23.08.2015
- Просмотров: 4636
Часть доклада ведущего методиста редакции дошкольного образования издательства «Просвещение» Лобановой Татьяны Ивановны, которая рассказывает о методе проектов в обучении дошкольников.
Я методист издательства «Просвещение», но, несмотря на это, то, что я вам показываю надпрограмно и универсально, и может быть реализовано в любой образовательной программе.
Начнем с небольшой вводной. Куда движется вектор дошкольного образования? Если проанализировать цели, задачи документов ДОУ, принципы, которые в них заложены? Вот у нас были временные требования, ФГТ, ФГОС? В каком направлении все это движется, для чего? Сформулирую эту мысль словами Нины Владимировны Фединой, руководителя программы «Успех». Она более емко это сказала. «Весь этот вектор движения, если проанализировать подходы и принципы, заложенные документом, должен быть направлен на реальный учет принципа возрастной адекватности в массовой практике ДОУ». На реальный, а не декларативный.
Основные принципы ДО все вы уже читали. Вопрос в следующем. Полноценное проживание, индивидуализация, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, содействие и сотрудничество, все мы это знаем. Но что делать для того, чтобы это не осталось декларативным? То есть сейчас мы все пишем, что мы это как бы реализуем. А вот на самом-то деле, что делать, чтобы это не осталось только в декларации?
Вот на этот вопрос должна ответить наша сегодняшняя секция. Дело в том, что в мировой практике образования, на всех уровнях, сейчас на первое место выходит индивидуализация и деятельностный или компетентностный подход. Он предполагает следующее: что индивид, ребенок, развивается, не наполняясь определенными суммами знаний, а в неком комплексе, он набирает компетентности для того, чтобы жить в этом обществе. И этот подход заложен в основных целях образования, декларируемых ООН и ЮНЕСКО.
Вы знаете эти 4 основные цели образования по ЮНЕСКО, куда Россия тоже входит? Давайте посмотрим. Они просто очень сформулированы. Научиться получать знания (учить учиться), научиться работать и зарабатывать (учение для труда), научиться жить (учение для бытия) и научиться жить вместе (учение для совместной жизни). И проблема, в общем-то, в чем сейчас заключается?
Проблема не в содержании, а в подходах, в технологиях, в формах организации. Уж очень наше общество в этом плане авторитарно. И метод проектов, который я вам сейчас покажу, он как раз и является одной из технологий, которая решает эти задачи.
Выходим на метод проектов из продукции издательства «Просвещение». Помимо комплексных программ, парциальных программ, у нас есть универсальная надпрограмная серия «Работаем по ФГОС дошкольного образования». Там есть целый ряд универсальных пособий для помощи в реализации стандарта. Там и нормативка, и вопросы индивидуализации, взаимодействия с семьей, и метод проектов.
Основной автор - Лидия Васильевна Михайлова-Свирская, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ «Новгородский институт развития образования».
Во всем, что я буду говорить вам, я буду ссылаться на эту книгу «Метод проектов в образовательной работе детского сада».
Сейчас все чаще и чаще о применении метода проектов в дошкольной практике пишут и в научных трудах, и в практических материалах педагогов, но дело в том, что само понимание «метода» разные авторы трактуют по-разному. Вот в данном случае автор трактует тематический образовательный проект как отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе с взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную работу, творческую, основанную на инициативной и активной реализации интересов, потребностей и возможностей прежде всего детей. И эта деятельность не является простым участием детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.
То есть, например, если педагог дает тему: «Дети, у нас проект «Моя семья». Сегодня распределяем роли. Ты делаешь это, ты — это, ты — это. Завтра мы играем, послезавтра мы приглашаем родителей». Взрослый ведет проект, пусть даже большой и длительный. Это не тот проект, о котором я буду говорить. Это большое тематическое занятие, либо комплекс занятий. Это тоже имеет право быть в образовательной практике, что тоже, безусловно, приносит свои плоды. Но я сейчас говорю о другом проекте. Каковы же его отличительные черты?
Не регламентируемость по времени. То есть проект длится столько, сколько поддерживается у детей интерес к нему и насколько у взрослых хватает ресурсов это все поддерживать и обеспечивать.
Самостоятельность участников в принятии решений. Дети сами решают участвуют они или не участвуют в проекте. Они сами решают в каком формате, в какой секции, в какой форме, с кем, одни или совместно со взрослыми или со сверстниками.
Значительное уменьшение регламентации действий детей со стороны взрослых. Дети работают на основе самоорганизации, даже если им 3-4 года. Вмешательство взрослых основано только на безопасности физической и психологической, при необходимости дать какие-то конкретные знания и если дети не могут сами разрешить конфликты, которые у них возникли.
Основная форма детской деятельности — самостоятельная и совместная друг с другом и, при желании, с взрослым. А вот основные формы педагогических действий - это развивающая предметно-пространственная среда. Продемонстрировать конструктивные модели поведения на своем собственном примере, как полноправному участнику проекта, обучить в процессе совместной деятельности, тому, чему хочет обучить, вести педагогические наблюдения с фиксированием, поддерживать детей, поддерживать собственный статус ресурсной личности. Ребенок должен знать, что взрослый — это ресурс, у которого можно все узнать, спросить. И при всем при этом главная педагогическая задача — предоставление детям возможности проявлять инициативу.
Кстати, по поводу инициативы. Если вы помните стандарт, требования к структуре программы, когда вы пишете свою содержательную часть, там есть момент, нужно прямо описать в своей программе формы, методы, способы поддержки детской инициативы. Когда говорим об инициативе, вроде все понятно, когда это надо написать, сформулировать и реально реализовать, это очень тяжело.
Задача взрослых — не внедрить в детей знания, умения, навыки, которые они считают полезными, ценными и для ребенка и для реализации программы. А научить их самостоятельно делать выбор, самостоятельно принимать решения, действовать и нести ответственность за этот выбор.
В этой книжке представлена масса примеров разных проектов. Собственно при чтении этих примеров и возникает понимание, что это такое и как это работает. Причем проекты совершенно разные, стартовать они могут с абсолютно разных точек. Посмотрели какой-то фильм, сходили на выставку или даже какая-то детская мечта сложилась.